Южное Саво, Финляндия

посередине “Нигде”

03 января 2020

Каллавеси, Каллавеси,
ты навсегда в моём сердце,
здесь матушка моя стирала,
отец мой самоловы ставил,
а брат родной тайком рыбачил,
о жизни размышлял и женщин обольщал.
Каллавеси, Каллавеси,
твои берега в тростнике так дороги мне,
Там, где гагары гнёзда вьют
и корабли уходят вдаль, к чужим морям.
Каллавеси, Каллавеси,
не счесть твоих островов и проливов!
Увы, никогда мне снова не обогнуть косы Пуйонсарви,
где с палуб слышится «Куопио, Куопио!»

Ааро Ялканен

Февраль не задался ... первое число месяца встретило меня унылой барабанной дробью капель дождя по, забытой в саду ещё летом, пластиковой лейке за окном. Иногда мне кажется что за эту, не по-фински теплую зиму, трава даже немного подросла на заднем дворе. Нагнанный сплин и необходимость сидеть дома на выходных в силу ветрянки сына, как ничто другое взывают вскорабкаться на самую вершину пирамиды Маслоу и приняться за лирическое описание всего лишь навсего ... утренней пробежки. Повествование пойдет не про февраль, а про не менее слякотный январь и начало года, которое мы с моей многочисленной семьёй встретили в Южном Сáво, одном из регионов Финляндии знаменитом своими природными красотами. Тут вы сможете много что увидеть и много кого повстречать кроме одного – людей.
Наша обитель на окраине Эспоо не способна вместить четыре семьи в числе представителей которой встречается множество определений принадлежности кровного и некровного родства: тёщи с тестями, свояки с племянницами, свекрови, матери, отчимы, жёны, мужья, стрыи с вуйнами, сестры и сыновья с дочерьми – не счесть. Дабы уместить всех нас, было решено арендовать коттедж посередине живописного «Нигде» и встретить Новый Год отнюдь не узким семейным кругом. Выбор пал на дом предлагаемый семьёй финских фермеров уютно обустроенный на озере Вуохиярви (Vuohijarvi – Козье озеро) в заливе Йоуласвеси (Joulasvesi – солёная вода) на полпути между Коуволой (Kouvola) и Миккели (Mikkeli). С недавних пор, сдача коттеджей в аренду является своего рода дополнительным заработком фермеров, проживающих на территориях провинций Южная Карелия (Etelä-Karjala), Северная Карелия (Pohjois-Karjala), Кюменлааксо (Kymenlaakso) и Южное Саво (Etelä-Savo). Как правило, фермер обладает угодьями площадью до нескольких тысяч гектаров с расположенными на них лесами, полями, реками и озерами, что позволяет ему, помимо собственных чертогов, с лёгкостью уместить в укромных уголках своих владений несколько коттеджей различного размера готовых к приему как гостей из России, так и финнов-горожан, лишенных прелестей умиротворённой сельской жизни.
Обитель была обустроена в соответствии с канонами жанра – дом с камином, дровяной сауной, сараем-поленницей, жаровней и пирсом с лодкой на озере. В объявлении было сказано, что до ближайшего соседа всего сотня метров, но также, что не маловажно, сделана ремарка о том, что его не видно. И действительно, плотный лес, состоящий приемущественно из тридцати- а то и сорокаметровых сосен и начинающийся в пяти метрах от дома, позволял чувствовать себя как будто в ваккууме. Лишь изредка можно было различить еле слышные голоса и шум двигателя.
По дороге в “Никуда”, проходящей средь озер, по обочинам на глаза попадался снег, и чем севернее, тем больше. Это рождало определённую надежду увидеть снег в конце тоннеля, однако она умерла по прибытию – снега и тут нет. Вообще эта зима оказалось не очень снежной на Балтике, а мои коллеги-финны говорят что иностранцы стали называть Лапландию не “Lapland” а “Crapland” (“crap” – очень неприличное слово для публики со столь тонкой душевной огранизацией, так что заставлю всех самим обратиться к современному словарю), настолько она поросла грязью из-за непрекращающихся дождей.
Посещение коттеджа с моими семьями предполагало, что моё поведение должно быть много выше среднего, дабы у всех сложилось положительное впечатление о моей натуре, что, в свою очередь, способствовало бы укреплению семейных уз. Переводя на русский язык – Карина попросила меня “много не пить”, даже несмотря на Новый Год. Я осознал что обречен бегать ... К слову сказать, я имел счастье совершил целых три замечательных пробежки одну из которых в кромешной тьме. Ну ... не совсем в кромешной, у меня был налобный фонарик который я купил в универмаге в день отъезда. Лихо распаковав его и нацепив на лоб тем вечером, я выбежал в финскую молчаливую тьму. Бегу себе, как ночная электричка, и вдруг понимаю что я даже не зарядил фонарик, а просто надел его из блистера, и, если он сейчас сядет, я остануть один без света в космосе где так темно, что хоть глаз коли ... но всё обошлось, да и рассказ не про эту пробежку вовсе – фото бы получились не очень ... так бы, наверное, Казимир Малевич свои пробежки изображал.
Третьего числа, лишь только свет забрезжил через шторы, я уже был на ногах. На улице за ночь то ли выпал снег, то ли конденсат с озера осел, однако пейзаж стал отдаленно напоминать подобие рождественской сказки. Всё вокруг было припорошено водой в твердом агрегатном состоянии, что, в эту зиму, считается хорошей приметой и сулит большое счастье, настолько уныло без него. Выбор направлений для пробежки был не велик – налево или направо на развилке у дома хозяев. Почему-то выбрал налево, хотя никогда не был революционаром по-настоящему, я скорее горазд попричетать. За всю пробежку встретил всего две машины, одна из которых лесовоз, груженый сосной. Финские фермы разбросаны по сторонам от основных дорог, посему коммуникация с ними была бы весьма хлопотна если бы не одна особенность. Так, почтовые ящики и мусорные контейнеры, как правило, стоят у главной дороги, а хозяин сам должен туда ездить из дома. Непосвященного, вроде меня, может удивить одинокий почтовый ящик, как правило очень нарядный, красующийся рядом с помойкой где вокруг на глаза не попадается ни одного строения. Пробежав по этой финской постарали я вернулся в свой погост и по дороге сделал несколько снимков, дабы передать масштаб одиночества которое я испытывал на протяжении всех пробежек здесь. Несмотря на это, в этом краю очень красиво и умиротворенно, именно то, что нужно усталому путнику. Если хотите почувствовать себя героем клипа Enjoy the Silence в исполнении ВИА Depeche Mode, то настоятельно рекомендую посещение этих краёв.