Нариман Еникеев 2020

Парк им. Георгия Рутто, Уфа

Главный лесовод Башкирии

27 мая 2020

Если кто помнит, где-то ещё в апреле я блуждал по раскисшим от влаги склонам возвышенностей, обрамляющих Уфимку, и уткнулся в тупик. Точнее, в наглухо ограждённую территорию за Лысой горой – с одной стороны закарантиненным санаторием Зелёная Роща, а с другой – непонятным, но вполне себе респектабельным забором, скрывавшим за собой хрупкое обаяние низкоэтажных хорóм нуворишей. Пытаясь обойти сию фортитуду по лесу, я был с позором изгнан из законных свалочных владений бандитского вида собаками, пришлось опять стремиться вниз по глинистым дорогам, и снова подниматься по уже знакомому Коровьему спуску.
После этого меня стал занимать вопрос, а не было ли менее трудоёмкого решения по обходу преград, например, можно ли было обогнуть селения новых башкирских справа? И вообще, что это за гнездилище упырей в глубине заповедных лесов? Склонившись над картой, понял, что упыри внедрились в лес всерьёз, обходить бы я замучился ещё пуще. Что ребята построили себе уютную заимку с блекджеком и теннисными кортами… На карте некоторые сооружения именовались неброско – типа, гостиница «Газпром». Но ещё больше меня заинтересовал небольшой участок леса за 16 школой, на котором Яндекс скупо написал: «Парк им. Г. Рутто». Кто такой? Почему никогда не слышал ни о нём, ни о парке? А ведь он буквально тут в паре километров от дома! Как вы поняли, спонтанно родилась мысль о продолжении геочевских изысканий. Тем более, что конкуренты не дремлют…
Естественно, я почитал о парке в Интернете. Оказалось, что Георгий Михайлович Рутто – как-раз таки и был главным лесоводом Башкирии! Белорус, родом из Гомеля, в начале тридцатых оказался занесён ветрами судьбы в Уфу, прошёл через войну, вернулся с наградами, и сразу же, в 1945 году был назначен на должность главного лесничего Уфимского горлесхоза. За 30 лет работы насадил тысячи гектаров леса вдоль берегов обрамляющих Уфу рек, да и в самом городе. Получается, это и его заслуга, что Уфа – зелёный город. Так вот не скажешь, но с высокого здания посмотришь поверх крыш – они утопают в зелени многочисленных деревьев. Невольно испытал уважение к деятельности этого человека, и желание побывать в парке его имени только усилилось


Сам дендропарк, остатки которого и составляют нынешний парк Рутто, был заложен самим Георгием Михайловичем и был составлен из многочисленных, вдумчиво подобранных, взаимодополняющих древ и кустарников. Как понимаю, простирался он раньше чуть пошире. Среди прочих сведений Интернет обещал наличие в парке двух дубов-богатырей, возрастом порядка трёх сотен лет! Нет, ну точно, надо бежать. Тем более, что сегодня Лира едет бегать в уже хорошо нам известный по многочисленным опусам Бегунов парк лесоводов Башкирии, а это повод сэкономить ноги и прокатиться с ней поближе к парку Рутто, главному из лесоводов!
Парк нашёлся довольно быстро. И как я его раньше не замечал?? Не раз ведь подъезжал к воротам санатория «Зелёная Роща», а парк – как раз слева. Со стороны парк смотрится несколько запущенно. Вроде бы здесь должен быть центральный вход, но вместо вывески – какие-то рекламные щиты про лимонарий. Углубляюсь в чащу, и вот они, где прячутся от жары, кровососы. Комары бодро начали атаковать мои незащищённые части тела, а порой и успешно пытаться получить вожделённый доступ к красной жидкости через утлую ткань футболки. Каждый отснятый кадр буквально стоил мне капель крови! Ну или, как минимум, повода почесаться. Начиная с первого – вот она, стела, единственная здесь, кто повествует об истинном имени парка.
Выбегаю к центру лабиринта. Судя по всему, он отмечен аккуратной ёлочкой со скворечником, почему-то напомнившему мне старинные часы моей бабушки. Народу практически нет – странно, парк лесоводов Башкирии, как сказала потом Лира, был просто забит соскучившимся по воле народом.


Вообще видно, что парк создавала мятущаяся рука истинного адепта друидов. С виду однородно зелёный, он влечёт в кленовые опушки, прохладные сосновые чащобы, светлые чертоги лиственниц, классические зеброобразные линии берёз, прочие неведомые мне древесные заросли. Надо будет осенью прийти сюда, наверняка тут запламенеют воспетые поэтом багрец и золото! Парк сам небольшой на сегодняшний день, но движение по нему не наскучивало: я то пытался обозреть его по периметру, то нырял в тенистые кущи натоптанных и не очень тропинок.


Пробежался посмотреть и отхваченную хозяевами жизни территорию. Нда, всё серьёзно. Глухие заборы, шлагбаум, камеры, охрана в затонированном боксе, стоянка только для работников г-прома, респектабельные машины с запоминающимися номерами. Из-за забора видны верхушки строений, выполненных в стиле новодела. Забор упирается в другой шлагбаум, за ним, видимо, скрытый от глаз людских микрорайон Радио, выстроенный в лесной зоне. Пропускной режим тоже суровый, под шлагбаум поднырнуть не рискнул.


Ладно, вернусь в парк обетованный. По пути увидел вывеску лимонария – вот он где, оказывается! Читал, что туда небезынтересно сходить с детьми. Хотя, наверное уже не возраста наших. Надо будет заглянуть! Часы работы теперь известны. Ну и осталось найти легендарные дубы – современники Петра, удалённые наблюдатели водружения культурной столицы на местах болот. Рыскаю по парку – следы дубов не обнаружены. Тем более, они явно должны выделяться на фоне молодых саженцев, внедрённых в почву всего-то лет 70 назад. А стоило просто расширить взгляд! Вот они, красавцы, возносят кроны к небесам через дорогу от главного, если можно так сказать, входа. Выглядят молодцевато, пусть и дальше растут. Пишут, что раньше они были огорожены заборчиками и снабжены поясняющими табличками, но урбанизация наступает…


Пора и закругляться, тем более, до дома ещё километра три, а все лазейки по оптимизации маршрута перекрыты. Нашёл было уверенную тропку, ведущую прямо к забору санатория и наводящую на мысль, что народ просто так в стену пути пролагать не будет. Но увы, бдительные очи надзирающих органов уже зорко соблюли пропускной режим – в проёме неприязненно сверкает моток колючей проволоки…
В целом - это маленькое краеведческое открытие меня воодушевило. Хоть и вряд ли пригодно сие место для длительных, но парк Рутто уже зовёт меня вновь.