Эльбрус, скитур и очередная попытка восхождения

1.11.2018
"Тут так много разных гор, а мы ходим только вверх и вниз по одной" - сказали испанцы, наши соседи по "бочке" на акклиматизационных ночёвках. В этом-то и состоит суть акклиматизации и это и есть судьба альпиниста. Ну что поделать, если среди всех этих гор самая высокая одна - желанный и неприступный Эльбрус. Он кажется таким близким и доступным, когда стоишь и смотришь на него и таким далёким и сложным, когда идёшь наверх, к вершине.
Моя мечта попасть на вершину Эльбруса в эту поездку казалась реализуемой - будет хорошая акклиматизация и форма у меня не плохая. Вообще кому-то и без акклиматизации, без цели и без мечты удаётся легко взойти на Эльбрус, как бы между прочим, но только не мне. И восхождение для меня превращалось уже в навязчивую идею. Но события развернулись так, как я совсем не ожидала. Оказалось, что тут можно взять в прокат скитуринговую снарягу и наконец попробовать скитур. Так, взяв в прокат снаряжение, я решила заменить выезд в ущелье Ирикчат на прогулки на лыжах. Радости моей не было предела. И мои первые шаги в скитуре я сделала здесь, на Эльбрусе, с высоты 3450 м и выше в солнечную безоблачную и совершенно безветренную погоду. Идём с Тимуром потихоньку вверх, наслаждаемся погодой, пейзажем и своим занятием. Идти вот так вот не спеша было огромным удовольствием. Вот иду я, любуюсь на Эльбрус и мне приходит мысль о том, что сбылась одна моя давняя мечта и мне сейчас очень хорошо и кажется, что в этот раз второй мечтой (забраться на вершину) можно пожертвовать. И сколько я эту мысль стараюсь прогнать, столько же она меня не отпускает. И мне, где-то в глубине души это нравится. Я начинаю понимать, что восхождение на Эльбрус - не самое главное в моей жизни по состоянию на сейчас. Иду, получаю удовольствие и ловлю момент. Впереди - две вершины Эльбруса, сзади - прекрасные виды на Главный Кавказский хребет и бесконечную горную даль. Мы дошли до Приюта 11 (4100 м), пофоткались и покатили вниз. От горнолыжного спуска я получаю удовольствие всегда, а уж в такую погоду и с хорошим снегом тем более. Склон стал хуже лишь после Кругозора (3000м), там теплее и снега меньше. Вот так вот совсем не жданно, не гадано сбылась моя мечта уже трёхлетней давности - попробовать скитур. Спасибо Тимуру, надоумившему меня взять снаряжение в прокате. Это был пожалуй, самый эмоциональный день в эту поездку и миллион фотографий меня с Эльбрусом.
На следующий день по плану у нас был переезд из Терскола на Бочки, 3800м н.у.м., на 2 ночи. Конечно же мы взяли с собой снарягу и лыжи, чтобы проходить акклиматизацию в скитуре вместо ботинок. Второй день в лыжах показался тяжелее, погода хуже, и времени было меньше. В итоге сумели подняться лишь метров на 50 выше вчерашнего.
Третий день скитура порадовал отличной погодой с утра. От Бочек до начала скал Пастухова шлось прекрасно, снова безоблачно и безветренно, снова удовольствие от процесса. Конечно же шли мы медленнее, чем наша основная группа, что без лыж, но не сильно отставали, а кого-то и догоняли. На "пастухах" начался крутой подъем и ухудшение погоды. Тяжеловато стало. Я делаю несколько шагов и останавливаюсь отдышаться. Так, медленно, но верно поднимаюсь. Склон становится круче, впереди Тимур соскальзывает и уже елочкой поднимается до нужной высоты, камусы на лыжах не держат. Я тоже пытаюсь идти елочкой, но у меня это не особо получается. А на встречу уже спускается основная группа и тренер разворачивает меня. Уже потом пришла мысль, что надо было идти зигзагами. А в этот раз, ворча, что меня не пустили до целевой точки, снимаю камусы, одеваюсь в ветрозащиту и начинаю спуск. Сначала этот спуск был в полном тумане, в облаке. Интересно и страшно одновременно. В Грузии я уже каталась по таким облакам, но там было, как сейчас кажется, приятнее. А потом мы выехали из облака и снова получили кайф от спуска. Так, выходит, что я в лыжах забралась почти до 4700 м. На следующий день была возможность сходить пешком на высоту с утра, но тренеры сказали, что мы устали и не рекомендовали идти, велели спускаться и отдыхать. И мы с рюкзаками поехали вниз. Здорово кататься на лыжах в конце апреля! Даже с большим рюкзаком.
Приют Ветер на Бочках довольно приятный, чистенький. Это вагончики на 8 спальных мест, в отдельных зданиях кухня и туалет. Электричество есть и газ, электрические мини - пушки в каждой бочке, в кухне газ, столы стулья и посуда в распоряжении туристов. Нашими соседями по "бочке" были испанцы - скитурщики. Они готовились в рамках фестиваля к двум дисциплинам - в скитуре на вершину (ски-монстры) и к вертикальному километру. Забрались они в своих лыжах чуть ли не до седловины по словам очевидцев. И оттуда же съехали. А потом администратор приюта Денис угощал одного из них... чем бы вы думали? Конечно водкой. Парень пил, но держался молодцом и на следующий день тренировался. Этих ребят мы встречали потом ещё и они рады были на узнать.
Вечером в приюте прямо как в обычном походе - все собираются в кухне, пьют чай, едят сладости и поют песни под гитару. Мне это показалось необычным, и таким милым. Интернет есть и все, что поётся тут же появляется в инстаграм..и слова всегда можно загуглить. Всю ли ночь там играют не знаю, мне утром хотелось поймать рассвет, поэтому на долго не задерживалась в этом веселье. Все как в походе, если не считать электричество, интернет и газ.... Как-то неожиданно.

В рамках акклиматизации 1 мая у нас был ещё один выход на высоту - план дойти до 5000. В этот день погода была жёсткая - сильнейший западный ветер и туман, но мы не сдавались. Дабы набрать побольше высоты с минимумом трудозатрат, мы доехали по максимуму на подъёмниках, потом на снегоходах до начала скал Пастухова, одели кошки и пошли вверх. Сначала у меня все получалось хорошо, шла без остановок. В конце скал Пастухова решила попить чай и съесть батончики. Тут также, как на марафоне - каждые 40 - 50 минут рекомендуют питаться. Пока доставала термос ветер унёс мою верхонку.... И я уже подумала было, что все, без неё пойду вниз при таком ветре, но она случайным образом задержалась на скале и Тимур её поймал. Мне пришлось карабкаться дальше вверх. Именно карабкаться - иначе это не назовёшь. Даже после перекуса дальнейший подъем давался тяжело. Иду, считаю шаги, останавливаюсь через каждые пятьдесят, дышу. Говорят, что так не стоит делать и идти надо было в ещё более медленном темпе, так, чтобы не останавливаться, но именно на этом участке у меня ни в это раз, ни потом, во время гонки и в хорошую погоду, так не получалось. Радовало одно - я не мёрзну на этом ветру, мне вообще не важно, есть он или нет - значит моя одежда правильная. Еле - еле доползла до вмерзшего ратрака - высота почти 5000. Там меня ждал уже отдохнувший Тимур, напоил чаем, мы немного посидели в безветренном закутке и пошли вниз. Лишь на спуске я увидела крутизну подъёма. Это я тут поднималась? Понятно, почему это было трудно. Говорят, это самый сложный участок на пути к вершине с юга.
Спуск вниз без лыж не представляет особого удовольствия, но и не требует сил, перебираю ноги, стараюсь не спутать кошки, ищу в тумане флажки разметки трассы (она уже промаркирована к гонке) и все. Иду, перевариваю подъем. Думаю, стоит ли ещё так напрягаться, надо ли ещё пробовать.... Понимаю, что медленно, то есть совсем медленно, наверно я смогла бы подняться, но на гонке лимит повремени 5 часов на 5300 и 7 часов на вершине. Мне это не под силу. Что и требовалось доказать во время гонки 7 мая.
Скоростное восхождение на Эльбрус. Мы поднялись на Бочки 6 мая на подъёмнике, старт классической дистанции начинается как раз с Бочек. Вечер был уже без гитары, но с байками про восхождения. Погода ветренная, звёзд не видно. Этот ветер дул всю ночь. А утром, за пол часа до старта, все тучи разлетелись, на небе ни облачка и парит солнце. В такую погоду грех не попробовать дойти до вершины. Но к этому времени стартовать я уже не хотела, были мысли не одевать номер и идти потихоньку самостоятельно до вершины, но что-то я послушала ребят, и решила идти в номере, это залило что если к контрольному времени не поднимусь до седловины, меня развернут. Погода диктовала не одеваться тепло и я пуховик положила в рюкзак, а вот что делать с тёплыми штанами не придумала и одела все 3 слоя...а зря, жара была... Сфоткались компанией "улиток" типа на фоне Эльбруса, потом, когда смотрела фотки, поняла, что эта оказалась пророческой - нас сфоткали не на фоне Эльбруса и все, кто на фото, до вершины не дошли. Шлось в этот день не просто. Хотя я снова до "пастухов" и первого контрольного пункта шла без остановок, и скалы Пастухова шлись не плохо, но медленно, очень медленно для гонки и все же надежда была уложиться в КВ, но она таяла с каждым шагом. И вот снова "взлёт" и снова он не даётся, но в тот раз 3/4 подъёма было все более менее, а потом как отрезало - остановились, попили чай и снова не идется. Кое как доползли до ратрака и желание идти дальше прошло. Зато там мы отдохнули, пофоткались с мчсовцем, поболтали и пошли вниз, уговаривая себя, что так и должно быть. По пути вниз поболтали с разными дошедшими и не дошедшими до вершины ребятами, о чем только не поболтали между собой, спуск был долгий. А на финише - обед в кафе (кормили всех, и dnf тоже) перереодевашка и вниз, уже на канатке.
А на следующий день у нас была лёгкая восстановительная и прощальная пробежка. Погода отличная, солнечно и тепло, ноги тяжеловаты, но мягкая тропа все сглаживает и бежится легко, но на этой пробежке мы пробежвли всегг 4 км, поэтому трек прикладываю от аналогичной пробежки 2 мая. До новых встреч, Кавказ 😊.

"Покорять – это как покорять другую страну, это значит завоевывать. Неправильный сложился термин при советской школе альпинизма… Покорить гору не нужно стремиться. Можно только сравняться с высотой горы на какое-то время и спуститься живым, если повезет".
✍🏻А.Букреев

Гео-баллы 2018 г.:

1) Мраткино, РБ - 1, 2) Уфа, лес на Зорге - 1, 3) Уфа,  Непейцевский дендропарк - 1, 4) Уфа, Парк Леоводов - 1, 5) Москва - ЦПКиО - 1, 6) Абзаково, 7) Baku - 1, 8) Баку. Набережная или Проспект Нефтяников- 1, 9) Геленджик, MountainRaceCamp - 1, 10) Геленджик, Набережная - 1, 11) Кабардинка - 1, 12) Новороссийск - 1, 13) Санкт-Петербург, Крестовский остров - 1; 14) Уфа, Забег. РФ - 1, 15) Иремель. Здоровый как лось - 1, 16) Трансурал - 1, 17) Ростов-на-Дону - 1, 18) Фишт-о-run - 1, 19) Кандрыкуль - 1; 20) Инзер. Асы - 1, 21) Аслыкуль - 1, 22) Шатак, Белорецкий район-1, 23) Самара. Сокольи горы -1; 24) Уфимский марафон - 1, 25) Из Милана в Гриндельвальд - 1, 26) Гриндельвальд - 1, 27) Вспоминая швейцарцев в Италии - 1, 28) Марафон Jungfrau -1, 29) Воскресенье в швейцарских Альпах - 1, 30) Бриенно, 31) Города на озере Комо, 32) Крема - 1, 33) Крака - 1, 34) Нижнетимкино -1, 35) Karst Trail -1