Очаково-Матвеевское, Минская, Мичуринский проспект - Москва

Между круглыми домами

18 июля 2020

«Через бираторию, через бираторию,
Через бираторию мчится катерок...»
«А не замахнуться ли на геочеллендж в этом году?» - подумал я и дерзко заказал бокал Affligem Blonde, зная, что Нариман не очень его жалует. «Тут надо крепко подумать, все предыдущие попытки заканчивались поражением» - возникло сомнение, после чего я на всякий случай попросил бутылочку Augustiner для баланса, зная, что Нариман его любит.
Все знают, как незамысловатость и однотипность советского градостроения были высмеяны в фильме «Ирония судьбы…». По большей части, если брать жилищное строительство, в советские времена было засилье однотипныхпараллелепипедов. Однако были и исключения. В частности, в 1970-х годах в Москве было построено два «круглых дома» или «бублика». Построены были именно по этой причине, приелось однообразие. И сейчас на картах они обозначены как местная достопримечательность.Хотя, с точки зрения строительства это были обычные многоэтажки, построенные из обычных стандартных панелей, под максимально допустимым строительными нормами и правилами углом в 6 градусов друг к другу. Что и давало кругдиаметром 155 метров. Но раз достопримечательность, то нужно посетить, тем более, что один из этих домов, тот, который на улице Нежинской 13 находится всего в 2,3 км по прямой от нас. Расстояние это я преодолел пешком, не запуская часы. Опасался, что придётся блуждать сквозь многочисленные стройки, искать спуск в овраг, мостик через реку Раменку, проход через путепровод и железную дорогу. Однако нашёл всё довольно легко и интуитивно, не запуская электронных карт. Пробежку начал от улицы Матвеевской, в пятистах метрах от которой и находится исходный объект. Дом как дом, ничего необычного. Особенно если учитывать современную архитектуру Москвы. Однако по тем временам это было нестандартно. Писали, что планировалось построить пять таких домов, которые должны были символизировать пять олимпийских колец в предверии Олимпиады-80. И сейчас на информационных табличках в метро написано также, однако эта информация не соответствует действительности. Через некоторое время после строительства стали очевидны многие недостатки такого проекта. Во многих квартирах не хватало солнца, внутри двора постоянно дул ветер, с балкона можно было наблюдать, что творится в соседней квартире, была высокая слышимость. Интеллигентные советские люди, возвращаясь после тяжёлого рабочего дня домой через рюмочную, подолгу не могли найти свой подъезд. Проект свернули, хотя второй подобный дом построить успели. В направлении него я и побежал дальше.


Прямо к круглому дому примыкает крохотный сквер им. Анны Герман, пробежал вокруг него.В центре расположена небольшая сцена, на которой, как пишут, проходят концерты, конкурсы, фестивали. На краю сквера расположены солнечные часы, правда, вместо цифр нарисованы знаки зодиака. Ну а главной фишкой сквера являются яблони, местные жители за это называют сквер просто – «яблоневый сад». Весной, в пору их цветения, в сквере, наверное, очень красиво. Но, как поётся в песне, «один раз в год сады цветут».


Я побежал дальше, а песня за мной увязалась и отстала испуганно только напротив Староволынской улицы, дом 6.
«Есть место на окраине Москвы (в прежние времена это называлось "Ближним Подмосковьем"), где на строго охраняемой территории располагается одно из любимейших мест пребывания "вождя народов" И.В.Сталина. "Ближняя дача". Здесь Вождь думал, общался с соратниками, занимался растениеводством, принимал решения, подчас, весьма страшные. Сюда мечтали попасть (и по сей день мечтают) очень многие. В прошлые годы здесь можно было решить - быть или не быть самому и близким, понять, останешься ли на плаву или "утонешь" в ближайшие дни и часы, ибо сегодня побывал на "Ближней", а завтра получил "десять лет без права переписки", семейство же - "пешком в Сибирь марш!". *
* Из аннотации к книге Девятова С., Шефова А., Юрьева Ю. «Ближняя дача Сталина. Опыт исторического путеводителя».
Из самой книги:
«В середине прошлого века в СССР о самом существовании «Ближней дачи», или просто «Ближней», было известно немногим. Для партийно-государственного руководства — членов Политбюро и правительства, ГКО и Ставки Верховного Главнокомандования — «Ближняя» была не столько дачей, где на протяжении двух десятков лет жил Иосиф Сталин, сколько его вторым, после кремлевского, рабочим кабинетом. Здесь «отец народов» в узком кругу обсуждал и принимал решения, от которых зачастую зависела не только жизнь миллионов советских людей, но и судьбы мира…
…Между тем дача находилась не так далеко от Московского Кремля. Кратчайшая дорога от Кремля до «Ближней» занимала не более 12 минут».
Несмотря на большое количество особняков-дач в Подмосковье и на юге страны, дача в Волынском стала одним из главных мест жизни Сталина, где он провёл большую часть времени последних двадцати лет жизни. Здесь же он и кончился 5 марта 1953 года.
После смерти Сталина «Ближнюю дачу» уже почти сделали музеем, однако в преддверии XX-го съезда партии с докладом Хрущёва «О культе личности и его последствиях» это решение отменили. Почему нельзя открыть доступ к этому месту в наше время – неизвестно. Поэтому и сейчас, как и 85 лет тому назад, территорию защищает большой зелёный забор, со штатом ФСО и ФСБ, разве только видеокамеры по периметру появились. Кроме забора тайны этих мест защищает густой зелёный лес, ещё в пору жизни вождя там было высажено более 60 тысяч деревьев.
Всего в сотне метров от дачи Сталина и под защитой того же самого забора находится другой объект. В 1986 году всего за один год была построена загородная резиденция для М.С. Горбачёва, но, как известно, особо попользоваться он ей не успел и сейчас она также простаивает.


Пробежка, изначально задумывавшаяся как восстановительная, таковой быть перестала, поскольку пульс ушёл из восстановительной зоны. Но не из-за какого-то там волнения по причине нахождения в таком суровом месте, а из-за начавшегося затяжного подъёма. Староволынская улица упирается в Минскую улицу прямо напротив Поклонной горы и Парка Победы. Кстати, тоже отличное место для пробежек и тренировок, опус об одной из таких я писал в 2018 году. Свернув на улицу Минскую, побежал в сторону Мичуринского проспекта, короткий спуск опять сменился затяжным подъёмом. Пробежку я назвал «от круглого дома к круглому дому». Однако после равнинного Когалыма ноги быстро забились, поэтому к дому по улице Довженко подбегать не стал, пробежав от него в восьмистах метрах. Во-первых, потому что он почти точно такой же. Во-вторых, он находится рядом с Мосфильмовским прудом и рекой Сетунь, рассказ об этом месте я тоже делал в 2018 году. https://allrun.info/mosfilmovskii-prud-2018-baiburin. Продолжая подъём по Минской, пробежал, между прочим, мимо поликлиники №2, в недрах которой были утилизированы некоторые детали моего колена: часть мениска, часть надколенника и хрящевой ткани. Помнится, на следующий день после операции я спросил у хирурга: «Доктор, а я смогу играть в волейбол?» Доктор ответил уклончиво: «А что теперь – не жить что ли?» В волейбол я не играю, а бегаю после этого уже 7 лет, хотя все врачи, у которых я консультировался до операции, твердили одно и то же: «Никаких нагрузок, никакого бега, только плавание». Закончив, наконец, подъём по Минской, свернул на Мичуринский проспект, а это уже прямая дорога к дому.
Трек пробежки внезапно заканчивается напротив «Биратории», также внезапно, практически на полуслове, обрывается и мой рассказ. Эх, до чего ж хоро….