Иван Ломакин - 2017

г. Котка, Финляндия

The Tall Ships Races

16 июля 2017

В пене дней с легкостью тонут наши мечты, планы и надежды. Так и мой отчёт по посещению соседей-чухонцев чуть было не канул в Лету. Сидел на кухне никого не трогал, "починял примус", можно сказать - рассматривал незаконченную мною модель деревянного корабля, некогда подаренного моей женой мне на новый год. Вдруг я начал вспоминать про наше недавнее с ней путешествие в город Котка на берегу финского залива, где нам довелось быть на знаменательном празднике всех яхтсменов Балтийского моря - The Tall Ships Races... и тут Карина спрашивает - "А когда ты будешь отчёт писать?" Я аж подскочил, как током ударенный. И вот "перо скрипит по бумаге" в попытке в красках рассказать Вам о ещё одном аспекте моей жизни - парусном спорте.

Итак, гонка высоких кораблей - это этапная регата парусных судов, как правило проходящая в водах Балтийского или Северного морей. Участвовать в этом мероприятии могут парусные суда любого размера - от небольших яхт (Таллийский четвертьтонник) до огромных парусных кораблей таких как "Мир", "Седов" и "Крузенштерн". Гонка, как правило, проходит в несколько этапов с передышкой в портах. В этот раз маршрут был такой: Хальмштадт (Швеция) - Котка (Финляндия) - Турку (Финляндия) - Клайпеда (Литва) - Щецин (Польша). Поскольку я гордо нашу титул рулевого шлюпки малого флота фрегата "Штандарт" (Нариман не даст соврать), также принимающего участие в гонке, то не навестить корабль в такой близости от дома было бы грехом. Дело в том, что сам фрегат на территории России вне закона и проходить в территориальные воды ему запрещено. Таким образом, данная стоянка в Котке будет самой ближайшей к "дому" за последние 10 лет.

Итак, решено! Мы запаслись бутербродами и чаем в термосе и вечером пятницы направились на север в страну Санта-Клауса. Вообще поездка на машине в Финку дело совершенно обычное для петербуржца с достатком выше среднего и если обладаемое им авто удовлетворяет экологическим нормам "Euro-5".

Как правило, такие поездки сопровождаются следующими увеселительными мероприятиями: 1) покупка огромного количества крепкого алкоголя в магазине Duty Free в нейтральной зоне, 2) съём коттеджа у финна на озере и распитие этого алкоголя (компания - опционально), 3) излов лосося из чистейших водоёмов Финляндии и приготовление его на гриле, 4) собирательство (за редким случаем), 5) покупка кисломолочной продукции, и 6) обязательная часть программы - покупка финского Fairy (мы купили 2 шт. - моя мама попросила себе тоже). Самым неприятным моментом в этом священнодействии является пересечение государственной границы, во-первых, это может быть долго, и во-вторых - горькое осознание "на контрасте" плачевного состояния устройства нашего быта, из разряда "а чего у нас не так?" У финнов, действительно, очень прибрано и аккуратно, никто никуда не спешит, а в городах максимальная скорость движения 40-50 км/ч.
Нам повезло - перед нами в очередь на пересечение границы была всего одна машина и уже в 22.30 мы были на территории Финляндии и на всех "финских" парах (80 км/ч по шоссе) мчались в город Котка. Посещение фрегата было запланировано на утро следующего дня.

Проспав до полудня, мы всё-таки встали и пошли посетить то, ради чего я дышу опилками и краской уже три зимы подряд. Поскольку регата - это не только гонка, но и международный съезд любителей парусных кораблей, то между этапами в портах прибытия проходят своеобразные ярмарки, где можно приобрести сувениры, попробовать различную национальную кухню, ну и, конечно, посетить знаменитые парусники, размером с дом.
Проходя мимо пришвартованных ухоженных английских яхт, блистающих хромированными лебедками и начищенными тиковыми палубами, начинаешь немного тосковать - ведь в этом году я так и не побывал в открытом море настолько далеко, чтобы не было видно суши. Проводя на ходу анализ своих увлечений могу с уверенностью констатировать, что всё моё подсознание неуёмно стремится скрыться или убежать. Будь то морские путешествия, где посреди моря нет никого кто бы мог отвлекать и надоедать, или же бег, как попытка скрыться от настигающих жизненных проблем. В социальной психологии это явление носит термин “эскапизм”. Но я нисколько не унываю и всегда готов к новым приключения и встречам. Так, когда ещё мне доведется увидеть знаменитые российские парусники “Мир”, “Седов” и “Крузенштерн” приколотыми к одному пирсу и готовыми принять довольных посетителей в свои каюты и трюмы.

Найдя наш потертый фрегат, кажущийся на фоне этих огромных стальных судов маленькой букашкой, мы ступили на борт. Фрегат “Штандарт” является точной копией первого петровского корабля, спущенного в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях. Из названия следует, что этот корабль должен был являть собой стандарт деревянного кораблестроения того времени. Однако, как говорится, первый блин комом… настоящий фрегат прослужил недолго, ибо быстро сгнил из-за несоблюдения некоторых правил постройки, и на его место пришел линейный корабль “Полтава” - флагман Балтийского флота и грозный аргумент в диалогах с “надменным соседом”. Отдав почести экипажу, мы отдали некоторое снабжение, которое нас попросили привезти из Петербурга (рекламный баннер и 10 килограмм крупы) и отправились по своим делам, осматривать достопримечательности. Перед этим мы зашли в одно местечко “для местных” где съели потрясающий суп из лосося и выпили местного пива “Карелия”.
На достопримечательности портовый финский город с населением чуть более 50-ти тысяч человек не богат. Первым удостоился визита парк Лангинкоски, где располагается музей – рыбацкая изба российского императора Александра III, где он любил ловить сига и лосося. Вокруг дачи располагается небольшой уютный парк где усевшись на скамеечку можно сквозь сосны любоваться порогом на реке Кюмийоки.

Свою утреннюю воскресную пробежку я решил начать именно в этом направлении. Бегунов мне попалось всего два, а темп во второй пульсовой зоне позволял погрузиться в раздумья, любуясь финской пасторалью, настолько умиротворяющей что в пору вешаться. Оббежав весь город, я преодолел расстояние в 14 километров и остался доволен собой. Ведь в дальнейшей воскресной программе числилось посещение ещё одного примечательного места – Маринариума. Странный музей представляющий из себя что-то вроде океанариума, но только с речными финскими рыбами. Как можно догадаться, резервуары не радовали буйством красок и причудой форм морских созданий, а больше напоминали витрину магазина “Живая рыба”. Кого мы только там не насмотрелись! И лосося, и красноперку, и окуня, и ужей, даже лягушек и гадюк ... но, феерией (действительно классно!) был огромный аквариум с огромными рыбами всех пород. Карина даже удостоилась фото на фоне этой зеленой бездны. Пошатавшись по городу и зайдя в супермаркет за предзаказанными нам друзьями и родственниками санкционными товарами, мы выдвинулись в обратный путь, на болота.