Пробежки по Москве у Мосфильмовского пруда 

02.11.2018
Продолжаю пользоваться новыми возможностями и осматривать Москву в окрестностях станций метро Калининско-Солнцевской ветки. В этот раз остановил свой выбор на «Минской». Все станции на этой ветке новые и сделаны в одном стиле – хай-тек. К памятникам архитектуры, в отличие от старого метро, их никак не отнести. Серого цвета нержавеющая сталь и алюминий, гранит, закалённые стеклянные панели из триплекса. Различие станций в изображениях на колоннах. На «Минской» они украшены изображением 305-мм морской железнодорожной артиллерийской установки-транспортёра ТМ-3-12, находящейся в экспозиции военной техники под открытым небом в Парке Победы, рядом с выходом из станции. Изображение порезано на куски, наклеено на колонны и с определённого угла в конце платформы должно быть видно складывающееся из кусков цельное изображение. Мне его увидеть, правда, не удалось. Но я видел саму установку вживую, её фотография есть в моём отчёте о пробежке в Парке Победы.
Поскольку в Парке Победы я уже бегал, то направился в другую сторону – к Мосфильмовскому пруду. Рассматривая карту, ожидал, что придётся сделать три круга вокруг пруда, поскольку парк вокруг выглядел маленьким. Однако ожидания и реальность не совпали. Песчано-грунтовая дорожка, ровная и мягкая, дойдя до пруда, уходила дальше, вдоль реки Сетунь. Уходила и никак не заканчивалась. Неожиданно классное место оказалось для бега. Зимой, правда, вряд ли будут чистить дорожки. Сейчас же поздняя осень, деревья скинули листья, краски потускнели, создавая соответствующее меланхолическое настроение. В будний день народу немного, несмотря на то, что многоэтажные дома находятся в непосредственной близости. Кругом чисто, никакого мусора. А ведь когда-то река и её окрестности были очень сильно загрязнены. Сейчас долина реки Сетунь относится к особо охраняемым территориям, об этом говорят многочисленные плакаты. Но при такой близости жилья чистота была бы невозможна без изменения сознания людей, как ни охраняй. Здорово, что это изменение сознания произошло. Уже пора было разворачиваться, но хотелось добежать до конца, поэтому немного превысил план. Но всё-таки, так и не дождавшись окончания дорожки, перебрался по каким-то трубам на другую сторону реки и побежал обратно. Другая сторона точно также оборудована дорожками, фонарями освещения, беседками для пикников. Видны следы борьбы между людьми и бобрами – обгрызенные деревья, покрашенные извёсткой. Это означает, что и рыба в реке появилась.

Где-то в этих местах должно было происходить действие одного стихотворения, которое мы учили в школе. Стихотворение о девочке, которая умирала в больнице от скарлатины. Мама уговаривала её взять в руку крестик. Но тут, из-под земли на небе появились мёртвые пионеры. Открыв незрячие глаза, они сказали ей быть готовой. Она ответила, что всегда готова и совершила обряд своего жертвоприношения для того, «Чтобы юность новая/ Из костей взошла». Вы, наверное, сейчас думаете, что я объелся грибов и меня штырит. Да, действительно, грибочков поел, точнее, купил в магазине вареников с грибами. Но хочу вас успокоить – со мной всё в порядке. Эта интерпретация стихотворения Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» не моя. Стихотворение было написано в 1932 году, Багрицкий умер в 1934. Стихотворение давно убрано из школьной программы, однако по-прежнему будоражит умы специалистов, которые продолжают его изучать и интерпретировать.
Вот, например, одна из последних рецензий: https://magisteria.ru/pre-war-soviet-literature/e-bagritskij-smert-pionerki/. Контекст поменялся, и сейчас в произведении видят совсем не то, что видели в то время, когда я учился в школе. Вместо торжества нового над старым, вечной молодости, видят вплоть до зловещих сатанинских ритуалов. Но надо сказать, само произведение даёт для этого поводы. Помню, что на меня в школе оно произвело впечатление, не помню, только, какое. Но строчки
«Валя, Валентина, Что с тобой теперь?
Белая палата Крашеная дверь»
запомнились навсегда. А строчки
«Заслоняют свет они (Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева, Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина»
были непонятны. Кто такие пионеры Сетуни? Интернета тогда не было, и речку такую я не знал. Думал, что Кунцево и Сетунь тоже заводы. Сейчас, посмотрев на карту, найдя здания давно не работающей дермантиновой фабрики Ногина, вижу, что действие стихотворения происходит не в месте моей пробежки, а километрах в трёх отсюда, вверх по течению Сетуни.

Ну ладно, хватит об инфернальном и хтоническом. Межсезонье – время подумать о теории и методиках. Прочитал книгу Мэта Фицджеральда «Бег по правилу 80/20». Когда видишь это соотношение, то первое, что приходит в голову – это всем известный принцип или закон Парето, отражающий неравномерность распределения причин и следствий в природе. Этим принципом уже все уши прожужжали: «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата». Вас отправляют к нему в книгах по таймменеджменту, экономике, менеджменту, управлению качеством. На основании этого мнемонического правила предлагается сосредоточиться на главном, то, что приводит к наибольшему результату. Именно поэтому нас будут всегда окружать неидеальные вещи. Современные менеджеры будут улучшать продукт ровно до того момента, пока отдача от его качества будет превышать затраты на его достижение. Так что, если вы надеялись, что когда-нибудь получите идеальное программное обеспечение, которое никогда не будет глючить или автомобиль, который никогда не ломается, то хочу вас огорчить. Исключением являются лишь те сферы, где идеальность является главной ценностью, например, искусство. Спорт тоже.
У Фицджеральда соотношение 80/20 означает немного другое. Вкратце, смысл книги заключается в том, чтобы на каждый километр интенсивного быстрого бега в вашем тренировочном плане должны приходиться четыре километра лёгкого бега. При этом, в отличие от принципа Парето, усилия, вкладываемые как в лёгкие тренировки, так и в интенсивные, одинаково важны. То есть лёгкий бег не является мусорным. В качестве доказательства приводятся результаты профессиональных спортсменов, придерживающихся этого правила. Хотя, с точки зрения общей нагрузки, правило будет таким же: с увеличением объёма нагрузки, результаты будут расти с уменьшающейся скоростью (Это уже Дэниелс). Мир логарифмичен. Начиная новое дело, мы начинаем тянуть невидимую резину. Сначала результаты будут расти быстро, потом, по мере растягивания резины, сопротивление возрастает, отдача уменьшается. Нам сейчас хорошо, мы только в начале пути и результаты растут при не очень больших, по меркам спортсменов, усилиях. За один год тренировок Гена скинул с результата на марафоне 40 минут, за второй – 20. Сколько скинет за третий, если не изменит подход к тренировкам? Какой бег автор считает лёгким и как контролировать интенсивность – в следующих опусах (если будут).

Пробежал мимо привета из прошлого – голубятни. У нас во дворе в Уфе тоже была.
«… И мне так легко, словно это я летаю, и рядом только неба синева…»
Теперь уже не отвязаться от мелодии до конца пробежки.
«…Вот уже роняет жёлтый лист осень, укрывая бережно земли проседь, старые привычки бережёшь свято, мелочи приковывают взгляд…»
Вернулся к Мосфильмовскому пруду, сделал запланированный круг. Связь с Мосфильмом выразили через скамейку с кадрами из разных фильмов. Рядом -аналемматические часы. Солнечные часы, в которых вместо наклонного шеста, параллельного оси вращения нашей планеты, используется вертикальный шест, который переставляется по линии дат. В качестве это шеста – гномона – можно использовать человека. Гномон из меня получился бы солидный, но солнца не было. Однако всё же удалось увидеть слабую тень, чтобы понять, что часы показывают на один час меньше нашего сегодняшнего поясного времени. Ну вот, гармония нарушилась, надо возвращаться домой.