Нариман Еникеев
2017

Вена, Австрия

Попасть в Вену и… офигеть!

04 августа 2017

Идея показать Лире Вену гнездилась в моём сознании уже довольно давно. Я часто бывал здесь, и даже месяц работал, прочувствовав жизненные рутины обычного венца. Причём с первого раза не удалось мне понять этот город, в 2003 году, будучи членом оргкомитета научной конференции, был дико занят, так что на погулять осталось только часа три в пару дней, плюс холод (-17 в Вене это сильно), плюс приболел… Но зато потом удалось раскрыть её пленительную красоту, которой очень хотелось поделиться. И вот планируем поехать в Прагу и возникает мысль – а почему бы не заглянуть и в этот город? И даже не справить там день рождения? Признаюсь, я несколько волновался, не разочарует ли Лиру второй по красоте город Европы после первого, увидит ли она Вену моими глазами. Гоша после поездки сюда в своей неподражаемой манере заключил, что «Вена - офигенна». Вселило это некоторую надежу и в меня.

Но для успеха предприятия был нужен тщательно разработанный план. Я уже давно в деталях представлял себе схему ознакомительной экскурсии, чтобы постепенно раскрыть венские сокровища, в то же время, обозрев основные места. Итак, приступим.

Не будем нырять в центр с разбега. Начнём погружение немного издали, в моём случае, от физического факультета Венского университета, где я провёл немало времени в лаборатории наноструктурных материалов. Улица, что характерно, носит имя Больцмана. Рядом американское посольство, которое перегородило пол-улицы фортификационными сооружениями, способными по виду выдержать танковую атаку. Соседнее здание – занятное место – Пацманеум, или дом венгерских священников. Как известно, Австрия и Венгрия в прошлом были единой мощной державой, и этот дом был подарен венгерскому приходу, чтобы было, где останавливаться при визитах в столицу. Он и сейчас принадлежит венгерскому уделу, а Венский университет имеет некоторые взаимоотношения с ним, так что в 2007 году меня поселили прямо там, в келье для паломников. Очень занимательный опыт – в комнатах аскетичная обстановка, на этажах – церковный интерьер, тихонько играет орган. Не возникает и мысли не то, что буянить, даже банку пива с собою принести. Бывалоча, возвращаешься ночью, проходишь мимо морских пехотинцев за решёткой, открываешь своим ключом массивную дверь в два человеческих роста, а там, в просторной анфиладе стоит… Фольксваген Гольф! Да, с парковкой в центре Вены очень сурово. Даже сотрудники платят за свои авто, припаркованные во дворе физфака. А двухчасовая стоянка на подземной парковке в центре Вены обошлась нашему профессору дороже, чем ужин в ресторане. 

 

Ну, это лично мои ассоциации, не обязательно начинать оттуда, можно выйти, например, на Шоттентор и сразу оказаться в парке Зигмунда Фрейда у прекрасной Вотив-Кирхе. Была построена в честь спасения императора Франца-Иосифа при покушении не так давно, в позапрошлом веке. Очень высокая, в готическом стиле, но настолько ажурно сделана, что смотрится легко и воздушно. В самом парке можно поваляться на травке или посидеть на шезлонге, блаженно наблюдая из тенёчка, как тренируются будущие звёзды футбола. Как-то видел здесь ночной слёт музыкальных неформалов – вот это был контраст с текущей негой. 

MVI 4160

Обработка видео...

 

Идём дальше, в сторону Ратхауза. Немного не доходя, можно увидеть культовое среди нас кафе Эйнштейн. Интересно, что, несмотря на повсеместные драконовские преследования курильщиков, здесь (как и в некоторых других венских трактирах) отгорожена часть, в которой можно и подымить. Прямо как-то даже веет вольнодумством! И цены, что удивительно, не сильно отличаются от среднегородских. Сюда мы зайдём потом, а пока пройдёмте к следующему зданию. 

 

А дальше сам Ратхауз! Внушительное, и в то же время, изящное здание, устремляющееся ввысь своими острыми шпилями. Посередине большой экран – здесь вечером ведутся открытые трансляции матчей, проводятся традиционные летние кинопросмотры, концерты классической музыки, в 2008 году здесь была фан-зона футбольного чемпионата Европы. Здесь и небольшой парк и открытая площадь, обрамлённая многочисленными лавочками, представляющими стритфуд народов мира и австрийские народные напитки. Зимой здесь особое предрождественское освещение, варят глювайн, а светящиеся окна открывают по одному в день в качестве обратного отсчёта перед Рождеством. Здесь вечно бурлит народ, причём ощущение, что, в отличие от Праги, самих венцев здесь гораздо больше, чем понаехавших. Если же начну писать про фанзону Евро-2008, то меня окончательно понесёт, так что выложу лучше ссылку, где кратко описал свои тогдашние впечатления

 

Теперь направляемся к Хофбургу с небольшим крюком через парламент. Последний построен в греческом стиле, и чтобы не возникало двойных толкований, перед ним водружена статуя Афины-Паллады. Кстати, открыт для посещений. На сад пока времени нет, впереди сам Хофбург – впечатляющий императорский дворец, а нынче музейный комплекс, в котором, в частности, находится знаменитая сокровищница Габсбургов, где есть и зуб Святого Петра, и рог единорога, и Золотое Руно, и чаша Грааля… Я уж молчу о короне Священной Римской Империи. Музею надо посвящать отдельный день, так что заносим в to-do list и проходим через его арку, это вход в самое сердце Вены. Обоняние не лжёт, тут действительно пахнет, ммм… своеобразно. Лошади, сэр! Популярное развлечение – прокатиться по Вене в карете, обратной стороной которого является неистребимый аромат, по которому легко судить, насколько ты приближаешься к центру, удобно для ориентирования. Не отвлекаемся, ведь за углом улица Грабен, роскошная улица элитных магазинов, куртуазных зданий и сувенирных шопов. 

 

Посреди Грабен – чумная колонна, воздвигнутая в мрачные годы истребления одноимённым микробом населения Европы. На монументе высшие силы изгоняют эту напасть, олицетворённую зловещей старухой. На Грабен обычно полно живых скульптур, но в нынешнюю жару, думается, в полном облачении, покрытом золотой краской, можно легко получить тепловой удар. Есть музыканты и прочие массовики-затейники, как-то и я попал под раздачу, пришлось на потеху публике изображать комическую принцессу. 

 

Грабен заканчивается внезапно, и стоит дойти до поворота, то ахаешь – знаменитый Штефансдом накрывает тебя без предупреждения. Раз, и перед тобой величественный символ австрийской столицы. Он тоже никак не хочет влезать в кадр, приезжайте смотреть своими глазами! Можно посмотреть на Вену с высоты, забравшись на одну из башен – либо на лифте, либо, если хочется в башню повыше – пешком. Сегодня не до этого, но я, конечно, туда залезал. Захватывающий вид Вены с 80-метровой высоты, открывающий вид на весь центр и сибаритские площадки для отдыха небожителей на крышах соседних зданий. На потолке самой верхней площадки по обычаю выцарапано много надписей. Видишь и на русском, вроде стыдно за соотечественников, но смотришь на дату, и начинаешь гордиться. 

 

У Штефансдома находится конечная конных маршрутов. Сегодня тут идёт ремонт мостовой, и лошади прячутся где-то по другим закоулкам, но в былые времена обоняние здесь испытывало особые испытания. Сейчас тут шум, и гам, и отбойные молотки. Скрываемся в переулках, здесь другая Вена, узенькие улочки, старые кафешки. Особенно мне нравится Шёнлантернгассе. Она причудливо изогнута, здесь был повержен знаменитый василиск, обращавший в камень взглядом. Пока умный фермер не догадался прийти с зеркалом, и василиск не окаменел от собственного воздействия. Здесь и сам Шёнлантерн или прекрасный фонарь. В 2008 он ещё работал, а в этот раз увы. Рекомендуется гулять по этой улочке вечером, вдвоём, с романтическими намерениями… 

 

Ну что, проголодались, надо сделать пит-стоп. Не нужно спешить, всё равно не объять необъятное. Торопливость крадёт впечатления и притупляет глубину восприятия! Мы могли бы пройти дальше, к самому старому венскому трактиру (1446 год что ли), но сегодня особый день, возвращаемся на Штефансплатц и посещаем Доротеергассе, здесь сразу созвездие известнейших венских заведений. Справа кафе Trzesniewski (скопировал из интернета, чтобы не ошибиться). Для простоты мы называли его просто Дзержинский. Там микробутербродики типа канапе за евро с копейками, говорят, очень популярно и вкусно. Чуть дальше справа – знаменитейшее богемное кафе Гавелка, где нет меню, а официант спрашивает, вам воды, кофе или пива. Люди приходят и часами сидят с одним бокалом, читая книжки. Сиживал там и я, запоем читая «Маятник Фуко» и желая только, чтобы эта книга не кончалась. Завтра почитаем там «Американские боги», тоже затягивающая сага… Ну а сегодня нам надо поесть капитально, так что наш выбор – Райнталлер’с Байзль, традиционнейший ресторанчик австрийской кухни, которая не особо притязательна и сходна с чешской: то же мясо, те же кнедлики. Венский шницель может не нравиться, но попробовать надо! Деньрожденный обед затягивается, на улицу выходить не хочется, из Праги за нами приехала палящая жара. Идей на продолжение экскурсии много, но все они имеют слабое место – ещё пара часов под Солнцем может приблизить нас к коллапсу. 

 

Решаем совместить приятное с необходимым и прямо на метро от Штефансплатц дуем на Вестбанхоф, где берёт своё начало МарияХильферШтрассе. Это улица для завзятых шопоголиков, тянущаяся на протяжении четырёх станций метро. Именинница может спокойно выбрать себе подарок, нежась в струях кондиционированного воздуха…Дело сделано, а Марияхильферштрассе, как и задумано, выводит прямо к Музейному кварталу. Ещё одна продвинутая венская ипостась. Здесь есть и два брата близнеца - солидные музеи археологии и изобразительного искусства (в последнем находятся те самые Охотники на снегу), и Альбертина-Холл (с импрессионистами), и Бельведер (да-да, там Климт), и Леопольдсмузеум, и бесчисленное количество закутков с инсталляциями современного искусства, понять которые дано отнюдь не всем. 

 

Думаю, что удалось удивить Лиру ещё раз, а пока лежим валетом на специальных подставках, радуясь первым признакам вечерней прохлады. Вокруг тоже никто никуда не торопится, атмосфера медитативная и расслабляющая. Решаем, как завершить сегодняшний день. Можно обойти весь музейный квартал с его арт-хулиганами, можно пойти направо – там необычная Карлскирхе, в парке которой всегда есть какая-то движуха, да и та самая Опера в том же направлении. Можно прокатиться вокруг центра на трамвайчике D (многие рекомендуют, а по мне - так себе затея). Оставим это на завтра, а сейчас двинемся-ка к Ратуше, увидим уже отмеченный выше массовый просмотр матча по женскому футболу и наконец-то отдадим должное Эйнштейну – прекрасное завершение замечательного дня. 

 

Пора и про пробежку рассказать. Следующим утром я по обыкновению рано выбежал из нашей обители. Уже изучив карту, выяснил, что совсем недалеко находится ещё одна достопримечательность – императорский парк Шёнбрюнн. Попробую добежать, подумал я и пустился в путь. Дорога вела вниз, но что делать, Вена тоже неровный город. Преодолев несколько кварталов, упёрся в канал, за которым шумели ж/д пути. Это препятствие выглядело серьёзно, решил бежать вдоль по парку, и вот здесь-то стало хорошо – зелень, ровная дорожка… 

 

Вдруг большой перекрёсток – и вот они, ворота Шёнбрюнна! 2.5 км уже на одометре, норма выполнена, но невозможно устоять перед магнетизмом парка. Вбегаю внутрь, непривычно пусто, только фланруют одинокие фигурки бегунов. И понятно почему – для бега здесь раздолье. Гравийные дорожки, широкие просторы, ни души. Венские бегуны не столь приветливы как пражские, из всех только один отреагировал на моё приветствие. Местные, наверное, им ещё на работу… Делаю почётный круг и ложусь на обратный курс. Шлю привет возвышающейся на холме Генриэтте – эта арка настолько понравилась императрице, что она приказала разобрать её и привезти из охотничьих угодий сюда. Вообще, парк не столь роскошен, как, скажем, Петергоф, но своё обаяние тоже есть. Обратно в горку тяжеловато. Но всё когда-то заканчивается, как и рассказ логически подходит к концу, хотя за пределами повествования осталось ещё много всякого. Быть может, соберусь с силами и выложу остатки (ещё примерно столько же фоток) и размышления на тему просто так, без геобаллов.