Нариман Еникеев
2017

 

Sotteville les Rouen

Или обычный выходной французской семьи 

09 декабря 2017
В рамках развития взаимоотношений между УГАТУ и университетом Нормандии (Руан) возникла идея обменяться визитами преподов с тем, чтобы в перспективе подумать о двойных дипломах, обмене студентами и т.д… Ну и мне, как англоговорящему, предложили выступить пробой пера и прочитать курс лекций магистрам первого года обучения в Руане. С которым у нас, как вы знаете, многолетняя история научного сотрудничества.

Вследствие этого и в Руане, и около универа, да и во Франции в целом мы уже успели побегать с Иваном в апреле, так что в плане геоча предстояло хорошенько поразмыслить, как увезти с собой хотя бы пару баллов в этот раз. К счастью, ноосфера решила компенсировать географическую несправедливость муниципальных конгломератов, типа Санкт-Петербурга с окрестностями. Есть свои плюсы в былой раздробленности Европы! Оказалось, что между самим Руаном и Сен-Этьеном дю Рувре, где находится универ (см. прошлые опусы), находится ещё один город – Сотвиль ле Руан. Специально узнал – настоящий отдельный город, с мэром и прочими административными причиндалами. В нём как раз и живёт наш француз Ксавье. Ну ок! Обсудил с ним, и решили прямо от его дома и стартануть. 

Поскольку в этот раз всё оплачивала приглашающая сторона, отель выбирать не пришлось, всё было сделано без моего влияния. И заселили меня в винтажный отель Дэнди, буквально в 100 метрах от места сожжения Жанны-д’Арк. Клёво жить в центре, хоть и шумновато – зато пока идёшь домой, поневоле вынужден любоваться красотами древнего города. Субботнее утро, бреду мимо церкви Жанны, прохожу через благоухающий рыбно-сырный рынок. Вижу вывеску кабака – «Алёнушка». Подхожу поближе рассмотреть, и точно – пельмени, водка, борщ… Проходящий мимо негр широко улыбается и на всю улицу раздаётся бодрое: «На здоровье!» Подколол! 

У дворца Правосудия сажусь на метробус, 20 минут езды – и вливаюсь в обычный день из жизни французской семьи. Старшая уже перебралась в другой город, где обучается естественным наукам, так что население дома немного уменьшилось. Средний отсыпается, а младшему надо на секцию, настольный теннис. Вроде немного шмыгает носом (хоть и ходит босиком по кафельному полу, у меня лично после 5 минут начали скрючиваться ступни, попросил тапки), но к бою готов, так что везём его в спорткомплекс. А там, конечно, занятия можно найти себе на любой вкус. Пока не пришёл тренер, погонял Габриэля – играет уже неплохо для 10-летнего мальчика, скоро, чувствую, даст жару и папе и брату. Разогрелся, оставили тренироваться – и побежали. «Видишь стену?» - спрашивает Ксавье – «Это городской дом умалишённых». Гигантская территория с парком огорожена в центре городка. В принципе, говорит, это городская собственность и туда можно зайти погулять и даже побегать. Но сам ни разу не заходил. Мне тоже не хочется, бежим вдоль спортивных сооружений комплекса.

Роскошный легкоатлетический стадион, несколько футбольных полей, многочисленные теннисные корты. Даже есть плац для четвероногих врагов бегуна. Хочется пробежаться по яркому и безлюдному покрытию стадиона, но сделать удаётся только один круг, он покрыт тонкой ледяной коркой, хоть и уфимский скользкий опыт помогает, но кайфа мало, бежим далее. 

А далее яркими лучами Солнца (повезло – вообще, декабрь в Руане довольно депрессивен: дожди, ветер и прочее ненастье) озарилось местное кладбище. Этический вопрос, можно ли там побегать, быстро решаем в пользу «быть», памятуя об опыте Эда Уитлока. Судя по пиктограммам, фоткать внутри не разрешается, так что делаю снимок из-за пределов ограды. Следуем дальше, тихие улочки, небольшие дома. Вот школа, откуда я вёл в прошлый раз репортаж о выборах. А вот гигантское зелёное поле – бывший ипподром. На другой стороне следующий город, уже знакомый вам Сен-Этьен дю Рувре. Так что поворачиваем обратно, пора забирать малого с секции. 

Дома не то, чтобы все сильно отличаются, но некоторое разнообразие вкусов проявляется и здесь. У кого строгий классический вид параллелепипедного стиля, кто-то несмело пытается воспроизвести средневековый фахтверковый дизайн, ну а каменные дома демонстрируют солидную уверенность не то, что в завтрашнем дне, но и веке.

Ну вот мы и дома. После душа напрашиваюсь на кулинарные курсы. Ксавье готовит обед, идея – быстро и просто. Вообще, французская трапеза – это довольно строгий ритуал, начинающийся с аперо (немного виски или шерри или помме с finger-food типа соломка овощей с йогуртовым соусом, орешки, нарезка…), потом идёт стартер (салатик, бутеры с фуа-гра, супец и другие несытные варианты…) и только затем – главное блюдо (здесь разнообразие ещё больше). Потом обязательно сырная тарелка (наверное, максимально противоречивое сочетание запаха и вкуса), десерт (фрукты или сладкое), кофе (ни в коем случае не в начале) и, если ещё остался ресурс для общения – немного арманьяка или виски. Приём пищи растягивается на минимум два часа, а лучше три. Если гости приходят – лимита нет… В итоге ты ешь совсем немного, ощущение, что живот совсем не наполнен, но в то же время ты совершенно сыт. 

Сейчас времени уже не так много, делаем экспресс-вариант. В скороварку запускается рис, в кастрюльке жарим фенхель, в сковородке топим сливочное масло с добавкой смеси растительных (рапсовое и ещё какое-то) и запускаем туда нарезанную кубиками индейку. Сначала обжариваем на максимальном огне (чтобы запечь сосуды и сохранить мягкость), затем изрядно снабжаем специями (сколько рука возьмёт) и томим под крышкой. Рис уже готов, откидываем на дуршлаг, умщаем маслом. В индейку как завершающий штрих добавляем горку сливок, которая быстро обволакивает аппетитные кусочки. Быстро готовится стартер – сваренная заранее свёкла, политая рапсовым маслом с кунжутом. За 20 минут – готов простой, но очень вкусный обед… Осталось выбрать вино. Красное слишком сильное для нежного индюшкиного мяса, белое – чересчур деликатное. Так что наш вариант – розовое, и действительно симбиоз пищи и напитка просто потрясающе гармоничен.

Обязательная сырная тарелка, чай… Мир замедляется, беговая эйфория накатывает с удвоенной силой. Но рассиживаться некогда, Габриэлю надо на день рождения, а он в другом спортивном комплексе – родитель именинника заказали крытый футбольный манеж, чтобы дети порезвились на поле, а потом уже собрались там же за праздничным столом. Комплекс тоже неплох, играют и большие и малые. Всё завешано сетками, кто-то разминается замысловатыми финтами… Удивительно, но рядом со зданием куча тачек, припаркованных прямо на велодорожке. Законопослушность, видимо, имеет свои границы. 

А мы едем закупаться на следующую неделю в супермаркет. Стратегия здесь такая – на понедельник обычно остаётся что-то с выходных, далее – что-то быстрое, порой из полуфабрикатов (пицца, паста с лососем, яичница и т.д.), так как посреди недели нет времени особо рассиживаться. На выходные закупка идёт отдельно, как сегодня – мясо от мясника, набор сыров, свежие овощи (выбор зависит от сезона, сегодня фенхель, сельдерей, ещё какой-то кочан, но не капустный), вино из винного магазина… Выбор вина – это тоже своего рода искусство. Можно взять качественное вино знаменитого лейбла, но совершенно не попасть в пищу, и в итоге испортить и то и другое. А такой подбор – дело тонкое и индивидуальное, иной раз чреватое неудачами. Но с течением жизни опыт создаётся мощный, и вот Ксавье бойко общается с продавцами, подбирая правильное вино под запланированный ужин. Почему винный магазин? Вино тут подороже, но в супермаркете лежит вообще всё, а кучу наименований мелких производителей из разных регионов можно не выучить и за всю жизнь. В винном магазине, как правило, уже отобраны лучшие представители разных географических областей, да и продавцы изрядно искушены в обсуждении того, что лучше подойдёт, скажем, под утку или кролика…

Грамотный подход творит чудеса – мы проворно покупаем всё необходимое, и даже остаётся время на кафешку обсудить смысл жизни перед окончанием детского дня рож. Забираем Габриэля, краем уха слышу, что родители именинника говорят с акцентом, но по-русски… Ну теперь и ужин! Ужин готовится тоже стремительно. Стартер - супец из порея, морковки и картофеля – всё варится в скороварке и измельчается блендером. Вообще французские супы как правило гомогенизированы. Типа ребёнок не будет есть варёную луковицу или морковку, а так – без проблем. И без специй в этот раз, но вкус нежный и приятный! Ужин – время аперо. Нарезаем морковку и огурцы соломкой, к ним – соус из йогурта с солью и перцем + огородной мятой. Ну и чипсы, привезённый мной в гостинец – копчёный осьминог, копчёный сосисьон… На горячее жарим картошку, а ещё будет деликатесный кусок говядины из особой мышцы, которую надо заранее бронировать у мясника. Жарится на сливочном масле буквально минут 10, непривычно много крови, но вкус обалденный, а с чудесным Лангедоком – просто фантастика… 

Вот и сырная тарелка, где надо грамотно выбрать последовательность дегустации фромажа – от деликатных (козий, овечий), средних (морбье, комте, ливаро) и до мощных типа рокфора, иначе тоже можно просто не распознать всю гамму вкуса, забивая тонкий вкус сильным. Недопитое вино закрывают специальной пробкой с насосом, чтобы откачать воздух и не портить вкус вина окислением. Вот и десерт – съели по мандаринке и кексику. Кофе заходит после ужина просто чудесно. Ксавье предлагает вдарить и по островным сортам, но мне надо готовиться, преподавание – тяжёлый и непривычный труд, благодарю за всё и бегу на последний трамвай, завтра целый день готовиться к лекциям. Выхожу в давно знакомом центре, перед сном хочется ещё раз увидеть эти средневековые дома, особенно таинственные в темноте. В темноте голосят неугомонные студенты, мистически возвышается Сен-Маклу. У Руанского собора рождественская ярмарка, но французы не столь заядлы в них, нежели немцы – палатки давно закрыты (в 19:00), и предпраздничное настроение возгоняется в многочисленных кабачках…