Нариман

Юмагузинское водохранилище, Верхнебиккузино

Древние пещеры, старинные мосты и фестиваль раков

22 июля 2018

Позвали нас внезапно съездить проветриться в сторону Юмагузинского водохранилища. Вообще у меня к нему довольно сложное отношение, потому что Белую перегородили в самом конце одного из наиболее популярных и живописных водных маршрутов Башкирии. Таким образом, на многие километры этот маршрут был просто погребён под толщей воды. Скала Вождей, Голубое Озеро, Чёртов Палец – на них теперь просто так не посмотришь. Уникальный Сумган вроде вообще затоплен. Я недоволен. И для чего? Читал, что как-то хотели дозировать поступление воды на какие-то там стерлитамакские заводы, якобы затопления какие-то предотвращать… Так вот и губим свою природу в угоду сиюминутных решений. Давайте сроем все Шиханы, перегородим все реки, будем жить в бетонном мешке.
Ну да ладно, всё равно интересно посмотреть. Выехали рано, и всё равно пришлось плестись под 50 км/час большую часть по в очередной раз ремонтируемой трассы на Оренбург. Приехали, разместились в Верхнебиккузино в новопостроенном домике. Люди не все готовы жить в палатках, ну ладно, можно и так для разнообразия. Вкладываемся в развитие инфраструктуры доморощенного (в хорошем смысле, выращиваемого дома) туризма… Ну пока довольно пустынно, но всё нужное есть, степень комфорта повышенная. Правда, ветер постоянно дует со пытались стороны водохранилища, оно и понятно – гигантский резервуар холоднющей воды под боком. Дико холодная и Белая после плотины – вода же сливается с глубины под 60 метров. Дети пытались удить, но крови в портвейне, то есть, рыбы в вашем этом водоёме закономерно обнаружено не было…
Зато за плотиной (обнесена серьёзными ограждениями как зона) тот самый милый сердцу Башкирский горный ландшафт… Величественные скалы, разнотравье, смешанный лес… И мощная гладь заполнившей всё узкое пространство между скалами воды, по которой мы неспешно двигались на арендованном катере. Склоны все довольно отвесные, по берегу не то, что не остановиться – просто не пройти. Оно и понятно – всё же конкретно подтоплено, под нами бездна в десятки метров. Но даже и потерявшие значительную часть высоты скалы выглядят по-прежнему потрясающе.
Народу очень мало – и проход ограничен, и добраться затруднительно без плавсредств. Да и стоять негде. Но там и сям в разных бухточках заметны эдакие плавучие домики или платформы, оборудованные причалами для катеров. Наш капитан говорит, что на берег сходить нельзя, заповедник, а вот на воду запрет не распространяется, и он сам живёт в одном из этих домиков на воде. Ну да, клёво так – ни души вокруг, нырять можно с разбегом прямо из комнатки-каюты… Ну искупались само собой, тоже попрыгали в воду прямо с нашего довольно разлапистого судна. Первый раз в году поплавал! И это, детей уже всё - не обогнать...
До скалы Вождей и водопада не дошли, время было возвращаться. А у меня перед глазами всплывали кадры с нашего последнего там сплава, ещё в прошлом веке, когда мы шли там большой интернациональной компанией – студенты и ветераны БГУ и западные немцы по обмену. Вспоминаю забавный случай про культурные различия. На стоянку встали на красивой отмели напротив великолепной скалы … Утром выползаем с моим соседом по палатке на зябкий по утру бережок, получаем от дежурных горячую кашу и чай, ёжась на ещё нетронутой Солнцем отмели, сидим, созерцаем живописное сочетание скалы и речки, потягиваем согревающий чай… Кайф! Идиллия! В этот момент из палаток показывается пара немок, они дисциплинированно идут совершать утренние гигиенические процедуры. Заходят по колено в воду с зубными щётками в руках – прямо перед нами. Всё бы ничего, но они… абсолютно голые. Сеанс! Мы с Дамиром переглядываемся, начинаем ухмыляться, оценивая, насколько новые элементы композиции оживляют общий пейзаж, и тут немки синхронно наклоняются зачерпнуть воды по направлению от нас к скале, конечно же… «Нет, ну невозможно же так есть!» - в сердцах восклицает Дамир и отворачивается.
Вообще много чего можно повспоминать, но сегодня у меня в плане опус с закосом под краеведческие зарисовки, так что не буду усугублять. Добавлю разве что, в Капову пещеру тогда пускали (после переговоров) без особых ограничений, так что мы видели настоящие рисунки древних людей, а не нарисованный для туристов новодел… Затёкшие известковыми наплывами, но всё равно волнующие воображение, учитывая сколько лет назад они были сделаны…
Ещё мы поездили по округе, в которой оказалось много интересного. Например, в селе Воскресенское есть останки одноимённого медеплавильного завода, старейшего и крупнейшего в своё время на Урале. Основан в 1745 году, проработал 150 лет, до истощения близлежащего месторождения. В своё время его захватывал Пугачёв, и отливали там пушки и снаряды для его восстания. Мы осмотрели его собрата – Верхнеторский медеплавильный завод, основанный теми же людьми чуть позже и с аналогичной дальнейшей судьбой. Для функционирования завода была перегорожена речка с топологическим названием Тор, до сих пор эта плотина стоит, удерживая небольшое, но грозное водохранилище. А вод завод сам изрядно развалился, хотя руины простоят ещё немало лет – как видно из осмотра, строили на века.
Дорога к нему через мост, с виду незаметно – но тоже винтажный, 1855 год, работает исправно. Если спуститься вниз к воде, видно, что он действительно сконструирован не в нашем веке. Рядом храм, идёт служба, ход с иконами… К нам подходит доброжелательный местный житель, рассказывает, что сюда ссылали в своё время неугодных власти помещиков и дворян, поэтому данная местность обогащена топонимами русского происхождения, да и локально проживает русское население. В годы войны сюда эвакуировали плеяду московских художников из института Сурикова, в Воскресенском имеется даже галерея оставленных ими работ, ныне филиал музея Нестерова. К сожалению, времени на галерею уже не было, оставляем на следующий раз…
Проехать ещё – и вот уже церковь Варвары Скворчихинской, возведённой в честь проживавшей здесь святой. Рядом и святой источник её же имени, там постоянно люди, набирают воду, окунаются в купель. На наших глазах там окунались и маленькие дети, собранно и безропотно. А ведь вода даже руки ломит, если зачерпнуть…
Есть рядом и более современные достопримечательности, например, Иштугановские рукотворные озёра. Там и купаться можно, и ловить разводимую тут рыбу и раков. Можно арендовать место на берегу с необходимыми приспособлениями – беседка, мангал, туристская баня, сходни в воду… Есть планы и расширить масштаб – до комфортабельных мест проживания. Пытаются организовывать и поддерживающие мероприятия – например, праздник ловли раков. Идея в том, как рассказал нам подъехавший владелец, чтобы разрушить стереотип связи раков с пивом, фестиваль задумывался как семейный, с кучей затей для ребятни, плюс мастер-класс по изготовлению рако-ловушек и организации на следующее утро рачьих бегов пойманных за ночь экземпляров. Говорят, азарт был нешуточный.
Столько всего увидели, не ожидал. Любое название, кстати, легко гуглится, если хотите побольше узнать. А ещё ведь рядом Нугушское водохранилище, само по себе достойное отдельного опуса… Наверное, пора заканчивать. После бурного обсуждения впечатлений бежать наутро было тяжко, но надо. Эдик, я открыл секрет, как сделать приемлемое селфи на следующее утро. Надо фоткать против Солнца! Пробежался по дороге вдоль Белой, радуясь отсутствию кровососущих и шугаясь от внезапных осыпей с соседних уступов… Утром почти нет машин, и это здорово, так как каждая из них тянет за собой хвост пыли. Один из редких автолюбителей спросил меня, далеко ли до Каповой пещеры. Ээээ, братан, тебе ещё пилить и пилить, за плотиной хода нет….