Крит, Греция

Спасение утопающих и греческое хюгге

06 августа 2018

На самом деле, хочется ещё немного рассказать про впечатления, привезённые с Крита. Они, возможно, кусочно-непрерывные, но всё равно дополняют уже опубликованные рассказы. Например, про спасение Лиры. Я не хотел особо рассказывать про это, но раз уж Лира сама подвела к этой теме в чатике, то выполняю наказ про назидание…
Вообще можно вспомнить, что прошлый раз Лира пыталась уплыть в море 22 года назад, когда её подхватило обратное течение в 20 метрах от берега, дно было потеряно, попытки приблизиться к берегу уравновешивались тягой волн. Тогда я рядом где-то плавал, и поспешил на помощь, сначала пытался толкать к берегу, но понял, что это бесполезно, и продолжил движение параллельно берегу к волнорезу. Плавал я тогда плохо, потратил много усилий, нахлебался как следует, и когда наконец-то достигли берега, то просто рухнул на песок. Позже я читал, что люди, как правило, тонут рядом с другими людьми, совершенно незаметно. Человеку совершенно не до крика, вот он потерял дно, хлебнул разок воды, пытается восстановить дыхание, тянется головой поверх волн, хлебает ещё разок, дыхание окончательно сбито, ноги и руки ватные, энергия потеряна на судорожные и тщетные попытки приблизиться к берегу, резко охватывает паника, что сильно усугубляет общую ситуацию, приводя в итоге к коллапсу. А со стороны кажется, что человек просто плавает рядом, обратив лицо в небо, не испытывая особых проблем.
Ну вот мы на Крите, сегодня довольно сильные волны, так что мы особо далеко не заплываем, даже в ластах, стоим примерно по грудь в воде, дожидаемся больших волн, подныриваем под них или прыгаем и скользим по гребню. Дети с Лирой плещутся, я в этот момент обычно лежу на шезлонге в тени грибочка, сквозь прикрытые веки рассматривая окружающих, охраняю сумку. Но в этот раз, видимо, какое-то смутное чувство побудило меня стоять у кромки воды и смотреть, как люди седлают волны. Вдруг вижу, Лира плавает чуть дальше, чем стоят остальные люди, запрокидывая лицо над водой, и у меня сразу зашевелились какие-то подозрения. Смотрю пристально – голова вроде бы над водой, но лицо искажено выражением отнюдь не блаженства. Понаблюдав ситуацию секунд пять, понял, что дело нечисто. Говорю детям, ну-ка быстро поплыли к маме, проверьте ситуацию, возможно, она в беде. Надо сказать, они не задали ни одного вопроса и мгновенно, как два быстроходных катера, упылили к маме техничным кролем. Как всё-таки здорово, что не надо волноваться, как справляются с водой два пловца-разрядника. Смотрю, оба скопились у Лиры и явно тащат её к берегу. Тут окончательно стало ясно, что дело плохо, ещё пару секунд я раздумывал сбегать ли за ластами для пущей мощности, но нет, не буду терять драгоценного времени - и тоже рванул к семье. Лира на вид была совсем плоха, невосприимчива к словам, дыхание частое, поверхностное, дети медленно, но верно тащили её на мелководье. Я добавил движущей силы, и мы довольно быстро достигли цели. Лиру ещё минут 20 не по-детски колотило уже на берегу, даже слова, что всё позади её не успокаивали. Да, каково бы было утонуть в первый день только что наступившего года жизни… Короче, назидание – учите детей плавать и поглядывайте за странно плавающими головами рядом с собой! Уже возвращаясь, прочитал новость – в Болгарии 8 человек утонули, попав в обратное течение.
Теперь немного о других наблюдениях. Например, какие греки клёвые. Добродушные, испытывающие к тебе искреннее участие. Даже в кабаке относятся к тебе, как к зашедшему родственнику. Мы, в основном, готовили себе сами, но и не отказывали себе в удовольствии посещать таверны, подыскав в инете наиболее рекомендуемые. И действительно, они такие милые, украшенные в наивном и характерном стиле. Еда простая, не сказать, что изысканная, но добротная и вкусная. Ну и главное – атмосфера. Хозяин семейного ресторана CretanFamily, который подходит расспросить как дела, и останавливается поболтать. Его сынишка, который подходит и шутит на тему того, кому предназначена кружка изотоника. Официант из Milos, который собирает во фразу все свои познания русского, спрашивает имя и говорит, теперь я с тобой познакомился! Комплименты от шефа, когда ты думаешь, заказать ли десерт, а тебе уже несут фрукты в нежном сладком соусе. Гигантские порции салата, когда просишь один, а тебе приносят лохань на всю семью… В туристических местах тоже вежливо, но не так душевно…
Ну и помимо гастрономии люди очень приветливы. Хозяйка нашего отеля учила меня греческим фразам, расцветая, когда я в тему мог что-то сказать. В последние дни наше общение носило уже довольно связный характер:
- Калимеро!
-Калимеро!
-Ти канис?
-Поликала!
-Браво!
-Эф хариста!
-Паракало…
Ну или зашёл я в галантерею подыскать стакан взамен разбитого. Тётушка долго искала для меня сей предмет посуды нужной формы, даже доставала из набора, говоря, что вообще-то так не продаём, но если тебе нужно… Посокрушалась, что я не знаю немецкого, и она не может со мной как следует поболтать.
А ещё греческие машины сразу отличаются от прокатных. Неновые, заметно потрёпанные, они могут встретиться в самых неудобных местах (помните фотку из предыдущего отчёта, где чувак перегородил и без того небольшой тротуар?). На великах почти никого нет, зачем напрягаться, если тебя может перевозить, например, мотороллер? А самому лучше сберечь энергию на длинный вечерний разговор, сидя в компании таких же созерцателей. Они везде – на террасах, в кафешках, на стульчиках у дома… И как только можно найти темы для бесконечных ежедневных бесед на всю жизнь?
Или держатель самого классного бара в Малие, который оказался вовсе не на попсовой Бар-стрит, а буквально у нашего дома, когда я случайно увидел вывеску epsilon – the alcoholic church. Внутри играл рок даже не 70х, а 60х, висели плакаты сопротивления капиталистической угрозе, кружка с символикой НБП, когда я захотел сфоткать, он поднял берет над изображением Че-Гевары, под которым обнаружилась связка с динамитом, сказал, что бережёт на последний бой ;) Принёс нам бонусные орешки, виноград, пригласил выпить с ним виски за здоровье его будущей внучки… Сказал, что он анархист, но более системный, нежели Бакунин. Я сказал, что знаю эту тему, в Советском Союзе рос всё-таки. Вам надо было обновлять Политбюро! – эмоционально отреагировал собеседник.
А пробежку к этому опусу я как раз подобрал в сторону семейной таверны CretanFamily. Бежали всей мужской компанией. Я, конечно, уже слишком медленный для них, пытаясь не опережать меня, еле волокли ноги рядом. Добежали до моря – даже сам вид послужил наградой. Обратно, говорю, бегите по настроению. Чуваки тут же начали от меня удаляться, смотрю на младшего, вроде нехотя перебирает ногами, а скорость превышает мою крейсерскую. Навстречу технично бежит чувак без футболки, но с ремешком и датчиком чсс. "Калимера!" - говорю. Он смотрит на мою футболку и отвечает: "Привет!"