Александрия, Петергоф

19 октября

В начале данного опуса хочется воспроизвести цитату из отчёта про Петергоф из уже далёкого 2016 года, когда многое было по-другому… «Добегаю до границы - дальше Александрия, незаслуженно обойдённый туристическим вниманием парк. Но ворота туда закрыты, да и ладно — Александрия достойна отдельных рассказа, пробежки и 0.2 баллов :-)»
Тогда и двенашку замахнуть под настроение было совсем обычным делом, и баллы по-другому начисляются, да и вообще, единственная константа в мире – это перемены. The problem comes when a change happens and you don’t. Интересно, что ни в 2016 году, ни позднее побывать там не удалось, да и вообще, первый и последний раз посещал его в 2014 году… Тогда всё ещё начиналось, и мы весёлой компанией прибыли в славный город Санкт-Петербург, заселились во Фрейлинский дом, то есть, в музее жили практически с потолками под метров 10. Гуляли, конечно, по неизбежному и прекрасному Нижнему парку, и вот нам сказали, что следующий за ним, Александрия, тоже очень достоин внимания. Сказано – сделано, и действительно, сей парк отнюдь не уступает своему знаменитому соседу, разве что более натурален и менее роскошен, что ли. Как и Нижний, он был основан в качестве императорской резиденции, и назван в честь первой владелицы, императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая I. А до этого сия местность сменила множество хозяев (включая широко известного Меншикова), была частью Оленьего зверинца, территория которого ныне свелась до границ Пролетарского парка (см. предыдущий опус)…
Лет через сто для Александры Фёдоровны на руинах Меншиковского недостроя здесь возвели Коттедж («котичь»), а точнее, эдакий садовый домик-дачу, выглядящую как мини-дворец. Одновременно с этим вокруг создавали романтический парк в пейзанском стиле. Садовник, знаменитый Эрлер, так и похоронен здесь. Также возведён ряд других построек для подкрепления концепции, такие как Ферма или Нижняя дача, а также Готическая капелла для богослужений. Конечно, всё это неоднократно страдало в буре исторических эпох, ныне отреставрировано либо в процессе – кроме Нижней Дачи, которою в итоге снесли из-за угрозы аварийности.
Парк послужил резиденцией четырём поколениям Романовых (Николая I, Александра II, Александра III и Николая II). Здесь был подписан манифест о вступлении России в Первую мировую войну, родился царевич Алексей, лежит подушка со следами крови Александра IIпосле покушения, короче, история плотно впиталась в здешние просторы – почитайте, если интересно, всего не перечислить тут.
Мы тоже были впечатлены гармоничностью насаждений – с виду смешанный лес, но такой приятный взору и умиротворяющий. И действительно, сюда вложен гигантский труд садовников, это как небрежная причёска поп-звезды, на самом деле потребовавшая нескольких часов работы группы стилистов. Сохранившиеся постройки тоже отлично вписывались в пейзаж, эдакий мирный дачный, не слишком пафосный, но изящный и величественный стиль. Здесь любил стоять император и наблюдать за линией моря, доносится от одной из экскурсионных групп…
Тёплой июньской ночью нам захотелось прогуляться вдоль линии залива, но страж ворот сообщил, что с 21:00 территория закрыта. Бредя обратно вдоль забора, мы заметили, что щель между его нижней гранью и почвой вполне пригоден для просачивания даже весьма упитанных людей. После недолгой внутренней борьбы мы проникли на вожделенную территорию, гуляли у моря, созерцали догорающее небо белых ночей, девчонки купались в море, мальчишки смаковали напитки…
С появлением геоча я только мечтал включить Александрию в гео-зачёт. Даже, как вы уже успели прочитать, и в эту поездку сделал безуспешную попытку. Неужто заколдован вход в сей парк? Надо проверить в эту пятницу, ведь есть возможность сбегать в ту сторону после 9 утра, хоть уже и не натощак, увы, завтрак в гостинице прекращают выдавать в 10… Ну что, принимая во внимание предыдущий трек, бегу так, чтобы не повторять уже проделанный позавчера путь. Забегая вперёд, хочу сказать, что то ли ионы водорода, то ли общий упадок мозговой активности не дали понять, что в силу лишних двух км, проделанных в Пролетарской парке, я мог бы спокойно часть трека на пути в Александрию. Так я в итоге и сделал, но гораздо позже, так что здесь тоже намотал лишний км.
Ну неважно. Выбегаю из Самсона, бегу по золотому ковру мимо обмелевшего Красного пруда… Погода просто супер. В Питере ли я?? Добегаю до центральных ворот и интересуюсь у миловидной стражницы входа, а могу ли я здесь уже побегать? «Делайте, что хотите, до 21:00», - широко улыбнувшись, отвечает она. Ну вот же, как можно было! Сонм упущенных возможностей промелькнул в моей фантазии. Но дисциплина – прежде всего, и я двинулся по в багрец и золото одетым лесам.
Первым делом на глаза попадается капелла имени А. Невского. Гордо взмыли в яркое небо её 8 шпилей. По левую руку ворота в Нижний парк, на которые я два года назад смотрел с другой стороны. Хочется и к достопримечательностям и вниз, к морю. Море притягивает сильнее, так что стремлюсь к нему. Где-то здесь мы сидели ночью на пляжике 4 года назад. На горизонте небо подпирает другой узнаваемый штиль – газпромовский. Народу почти нет, всё опять моё. Разве что садовые работники деловито суетятся по производственной надобности. Но, чу! Вдоль линии воды бежит тёмная фигурка – коллега бегун!
Поднимаюсь на верхний ярус, здесь нет ветра, и становится совсем тепло. Около реставрируемого Коттеджа толпятся дисциплинированные китайцы, внимая гиду с удочкой. Рядом спортивные снаряды, интересно, а как занимались физкультурой их величества? Через Руинный мост (назван в честь так не возведённых Меншиковских руин) следую к остальным строениям. Вот Фермерский дворец (там ведь реально коров даже держали), отсюда же, с возвышения, как нам говорили, цари созерцали морской пейзаж, тогда деревья не были такими большими.
Возвращаюсь в гостиницу, за спиной 6 км, но интенсивные впечатления и отличная погода сделали их совсем не утомительными. Напоследок ещё немного ярких фото, уж больно хорошая эта питерская осень.