Нариман Еникеев 2020

Калининград/Königsberg, Калининградская область

В тридевятое царство с чёрного хода

03 августа 2020

А с Лириным днём рождения в последние годы установилась странная тенденция – отмечать где-то на далёких от Уфы рубежах. Пользуясь летним расположением сего дня, Лира и раньше особо не сидела дома, но в последнее время желание лягушкопутешествовать только усугублялось, что вы можете проследить на примере моих августовских опусов (Тургояк-Прага-Крит-Вена-…). На месте многоточия в этом году нарисовался ковид-19, вероломно перекрыв, как минимум, все зарубежные магистрали. А уже были ведь планы использовать остатки шенгенской визы до сентября 2020. В сложившихся условиях мы вяло подумывали о внутрибашкирских перемещениях либо о деревенской трапезе. Но вот уже 1 августа, мы сидим на руинах разобранных после Айгира рюкзаков, и шевелиться, а тем более, что-то решать энергии просто не хватало. А хватало только на уютно повтыкать в экранчик. Тут что-то меня дёрнуло посмотреть цены на билеты в Калининград. Почему в Калининград? Да что-то на подкорке отложился разговор, что знакомые успешно сгоняли туда какое-то время назад, когда только всё открылось, а билеты стоили копейки. В условиях зацветшего буйным цветом внутрироссийского туризма о доступности авиаперелётов к концу июля можно было и не мечтать. Но что я вижу? Билеты на завтра (пять утра!) вдруг начали стоить хоть и не баснословно низко, но вполне себе приемлемо! Дальнейшее помню как в тумане. Робкий ответ Лиры: «Ну а что… Может подумаем?» Внезапный чек от С7, что ваш платёж прошёл. Недолгая, но яркая схватка с букингом (а, гулять, так гулять, закажем поближе к центру, с виду отельчик норм!) Стремительный отвоз детей в деревню, которые к этому отнеслись философски (как Кант!) и меланхолично пожелали как следует оттянуться. Лихорадочные сборы, три часа беспокойного сна – и мы уже в самолёте! Как это вообще?
Калиниград нас встретил радушно. Тепло, но не жарко, солнечно, но не навязчиво. Полчаса на автобусе, и слава Mapsme и брату его 2gis, безо всяких блужданий нашли отель. Когда заселились в номер, я подумал, что мне это снится. Ладно псевдопомпезная роскошь убранства, ладно две комнаты, диваны и мудрёная система световой иллюминации вплоть до мерцающего звёздного неба. Но балкон! Балкон, расположенный прямо над входом, заросший виноградом, по площади – как три парижских номера, с умиротворяющим видом. И всё это только для нас! Некоторое время мы просто очумело бродили по нему туда-сюда. Затем обнаружили, что вдобавок у гостиницы имеется собственная, живописно обустроенная территория – беседки, увитые зарослями, тщательно культивируемые растения… Просто офигенно.

И это всё только для нас! ­
На территории всё по феншую
Ordung muss sein! ­
Вообще, уже сразу по приезду стало ясно, что даже улицы звучат здесь непривычно. Улица Генделя пересекается с улицей Брамса, неподалёку – Римского-Корсакова… И всё это только рядом с гостиницей! Которая расположена… в Зоологическом тупике! Что, как позже оказалось, не просто фигура речи…

Элина, пора на Генделя!
К Брамсу, где цветной палисад!
Сразу в честь двоих назвали
Это кого надо тупик!

В Калининграде мы до этого никогда не были, так что ностальгических ноток в этот опус подпустить не удастся. Покопался немного в истории этих мест. Как и ожидалось, даже краткое описание исторической подоплёки превратило бы мой рассказ в талмуд среднего формата. И, конечно, игра смыслов возникает на стыке немецкой и советской/российской истории здешних мест. Основан Кёнигсберг в 12хх годах приснопамятными тевтонцами как замок, а назван, внимание – в честь чешского короля, альтернативное название - Кролевец! Ассоциируется в дальнейшем со многими знаковыми прусскими событиями, затем был ассимилирован немцами. Оказывается, это разные народы… Бывалоча уходил и под эгиду Польши. С удивлением узнал, что какое-то время Кёниг побывал уже российским – Елизавета отжала его по итогам 7-летней войны, но Пётр III сдал его обратно буквально через несколько лет. Про советский период, наверное, и так все в курсе. Первая немецкая земля, до которой добрались наши, а немцы ещё не верили в перелом войны, сражения были жестокие, прежней архитектуры осталось мало. Хотя весь не особо милитаризированный центр Кёнигсберга был тогда начисто снесён британской авиацией, видимо, в ответочку за Лондон. Ну вот теперь есть такой уникальный анклав, на немецкой закваске, с российской надстройкой, окружённый уже странами НАТО. Местные называют его тридевятым царством, по региональному номеру автотранспорта (39), очень символично.
Направились на ознакомительную прогулку. Конечно же, в направлении центра! Оказалось, что мы попали в эдакий анклав в анклаве –аккуратные черепичные домики, цветочные полисадники, тишь и благодать. Какое-то особое благодушие тут индуцируется в организме, переходишь со спортивного на расслабленный курортный шаг… И народу почти никого! Здорово, что сюда попали, возвращаешься вечером домой, и проникаешься опять атмосферой. В глаза бросается большое количество подержанных немецких тачек, которые у нас были популярны в конце 90-х, и уже тогда они были 15-20-летними… На одном из таких Мерседесов нас катали на нашей свадьбе с привязанными подпрыгивающими банками по центральным улицам Уфы. А вот и нотку ностальгии приплёл, не ждали?
Вышли на центральную площадь – и вот уже ритмы мегаполиса начали наигрывать свой индастриал. Здесь проходит главная улица, нет, не Ленина – Мира! Недалеко странная комбинация – кирпичные останки королевского замка, который и дал начало Кёнигсбергу, а над этими руинами высится угрёбищное (извините, сложно подобрать другое слово) монструозное здание, при этом имеющее недостроенный и заброшенный вид. Как выяснилось, замок после войны пришёл в негодность, но вместо восстановления «фашистского» наследия, решено было его взорвать, что и сделали в 60-х годах. На его месте же было логично построить Дом Советов, который стал легендарным долгостроем, а в настоящее время пришёл в тотальное запустение. Какой слепок эпохи…

Этому мерседесу наверное далеко за 30
Останки королевского замка
Дом Советов. Сблизи ещё жутче смотрится
Королевский замок в прошлом
Чтобы добраться до острова Канта, приходится пересекать несколько мостов. Интересно, что именно с мостами Кёнигсберга связана формулировка задачи Эйлера – можно ли пересечь все семь мостов Кёнига, ни разу не пройдя ни по одному из них дважды? Правильный ответ – нет, а для его отыскания и решения задачи в общем виде пришлось формулировать основы теории графов.
Спускаемся с одного из мостов к острову. Лестница почему-то наглухо перегорожена решёткой. Вот тебе и раз. Озираемся – а с другой стороны чтобы зайти, надо нарезать нехилый такой крюк. Спускается ещё одна парочка, смотрим друг на друга и начинаем огибать решётку, перебравшись через перила, по внешнему краю лестницы, нависающей над бездной (шучу, метра два всего). «Ничего не было!» - как заговорщики подмигиваем друг другу и проникаем в парк. Понятно, почему решётка – везде идут строительные работы, пыль столбом, многое перекопано, высятся пирамиды любимой ныне градоначальниками плитки. Зато народу никого и можно романтично погулять – парк весьма мил. Сложно поверить, но это место в былые времена было плотно застроено типичными немецкими домиками, по узким улочкам ходил трамвай.
Вот уже рядом и собор, хоть и изрядно восстановленный, но сохранившийся, в первую очередь, благодаря самому известному обитателю города – Иммануилу Канту. И наиболее преданному, пишут, что он не удалялся из города на протяжении всей жизни. Говорят, что посреди всеобщего разрушения, в том числе изваяний немецких полководцев, на памятник Канта один из офицеров повесил табличку: «Этого не трогать, он наш». Так марксистское образование уберегло исторические постройки. Памятник Шиллеру, кстати, тоже остался ещё с тех времён. Ну а теперь Кант – это бренд, разобранный на мелкие частицы ушлыми коммерсантами. Из других известных деятелей, из Кёнигсберга вышел Гофман - ох и страшные были у него сказки...

Наши сотоварищи по несанкционированному проникновению на территорию
Нынче атлантихи держат небо!
Кафедральный собор Кёнигсберга
Самый известный и преданный житель Кёнигсберга
А раньше тут городок целый был
Артель Кант и сыновья ­
У собора мы поняли, что зашли с чёрного хода – на подступах к нему опять появились заграждения. Ловко их преодолев, смешались с толпой, и вот – мы уже обычные зеваки. «Ничего не было!» Отдали дань уважения Канту, двинулись к Рыбной деревне. Это новодел, попытка воспроизвести элементы старого стиля. Ощущение от него, конечно, не то, что от реально древних строений, но вид месту придаёт своеобразный. Вообще заметно, что немецкое прошлое норовит прорасти в новую жизнь. Контуры новых домов разительно отличаются от привычных российскому взору. На светофорах все терпеливо ждут зелёного, даже в отсутствие машин. Перед переходами машины вежливо и заблаговременно останавливаются (не как у нас, нехотя, резко и с ногой на педали газа). Переходов без светофоров полно – даже через оживлённые многополосные трассы. Как-то увидел, что авто резковато остановилось перед пешеходом, а потом рвануло дальше с пробуксовкой колёс. Надо же, думаю, и здесь есть сорвиголовы. Посмотрел на номер региона – 799, ну, всё понятно…

Рыбная деревня на фоне многоэтажек
Прорастающее прошлое на новый лад­
А биржа (ныне музей искусств) видно, что с тех ещё времён... ­
Наступило 3 августа… 6 утра, дальше не спится. Шампанское на балкончике – незабываемо. Но и деньрожденный забег никто не отменял! На карте обнаружился парк неподалёку, бежим туда! На улицах пустынно, только бронзовый мужик пытается устремиться ввысь, но рояль его крепко удерживает. Рвёмся по карте напрямик, парк производит впечатление запущенного. Какая-то полуразрушенная стена, речка канализационного типа… Ну а так – приятный парк, для недлительного бега самое то.

Нам не спится! Или не спиться? ­
Музыка окрыляет!
Это вход в парк? Или на полигон?
Откуда ты, речка, вытекаешь?
Каково же было наше удивление, когда позже оказалось, что мы опять зашли с чёрного хода. Оказалось, что с парадного фасада – это вполне себе культурный парк, более того – Центральный! Тут тебе и луна-парк, и верёвочные аттракционы, и сцена с комфортабельным амфитеатром, и подарок на 750-летие городу от немецкого побратима, давшего жизнь знаменитейшему из баронов… Что-то с кармой, видимо.

Вот как должен выглядеть нормальный вход! ­
Важен не только Гагарин, но и Циолковский!
Будут ещё в парках карусели... ­
Я тебя слышу, Маугли
А не пригласить ли нам сюда Мика Джаггера? ­
Находчивей-находчивей Мюнхгаузена нет!
Обратно тоже немного заплутали. Решили срезать по прямой и попали во дворы весьма фешенебельных жилых строений, перед которыми демонстрировали своё могущество ведущие автомобильные бренды. Самая скромная была внедорожная Кия, да и то из Москвы. А оборотной стороной принятого тут обычая устраивать у дома палисадники стало обилие заборов, так что пришлось зигзагами выпутываться из этого подобия катакомб Минотавра. Выпутались – вперёд к душу и эйфории бегунов. На завтраке Лиру одарили открыткой и сладким презентом! Приятно! Так что наши паспорта внимательно изучают ;-)

Бежали зигзагами ­
Внутренняя изнанка фешенебельных районов
Приятная открытка от отеля "Черепаха"­
А теперь о Зоологическом тупике. Оказалось, что это название навеяло Калининградским зоопарком, находящимся буквально за забором! Уже вечером до нас доносились душераздирающие звуки из фильма ужасов, если бы не знали, что это ламы, то сели бы на измену. Ну как не использовать такую возможность? Тем более, что это один из старейших у нас зоопарков, достался по наследству от Кёнигсбергского тиргартена, основанного в конце 19 века. Во время штурма Кёнигсберга пострадал и зоопарк и звери. Популярна история о том, как советский зоотехник выходил с помощью водки и клизм умирающего бегемота с множественными пулевыми ранениями, найденного после окончания боевых действий. А потом ещё долго справлялся о его судьбе. Зоопарк интересный, хоть я в принципе не очень люблю саму идею заточения животных. Видно, что старались воссоздать приятную обитателям обстановку. Но видно также, что он нуждается в реновации, которая в общем-то уже и идёт в наши дни. Больше всего запомнился муравьед. Фантастическая инопланетная тварь даже на снимках, а вблизи просто оцепенение вызывает.

Не зоопарк, а античные развалины ­
Наша гостиница прямо за забором!
Это мне?? Спасибо... ­
Мы предупреждали, если что ­
Грусть-тоска меня снедает... ­
Инопланетяне уже тут
Ещё много чего можно порассказать, но длинные тексты нынче трудночитаемы. Завершу сегодняшний рассказ осмотром ещё одного осколка немецких времён – городских ворот, встроенных ранее в оградительную систему города. Да и название у них знаковое – Бранденбургские! Их тёзку я видел и со Стеной и без Стены, и местные оказались совсем на них не похожи – больше на кирпичные крепостные ворота, чем на триумфальную арку. Наверное, вы уже поняли, что, влекомые навигатором, мы опять подошли к ним не с той стороны! Какие-то машины, ни одного любопытствующего… Всё стало на свои места, когда прошли сквозь них на другую сторону. Вот тебе и объёмистая группа с экскурсоводом, и музей марципана, прямо в толще укреплений. Краем уха подслушивая лекцию, узнал, что крышка люка у ворот имеет странную символику. Здесь вроде бы старый герб Кёнигсберга, но орёл с двумя головами. Вроде имя города на немецком, а служебная информация – на русском. Есть мнение, что такой герб вводили в Кёниге в краткий период его предыдущей российской истории с 1758 по 1762 год, но документальных свидетельств нет, только поздние артефакты. Короче, симбиоз времён.

Опять не с той стороны подошли
А теперь вот правильно!
Симбиоз времён ­
А это другие ворота, тоже древние, хотите уже посетить? ­