Нариман Еникеев 2020

Большой Шелом

Когда облака ниже колен, а мы пили воду из луж

25 августа 2020

Помните, надеюсь, предыдущую тему про полюсы Добра и Зла в колыбели нынешнего мира у нас тут под боком, в Уральских горах? Я про Большой Ямантау и Большой Иремель. Как уже упоминал, бывал на обоих, и каждый из них навеки врезался в память. Но есть ещё один Большой – полюс, соединяющий эти два начала в живительном вихре – полюс Силы, или Большой Шелом. Третья по высоте вершина Южного Урала при том. Сколько раз я наблюдал с верхушек Иремеля безупречный профиль Зигальги, где высятся эти Шелома, казалось, вырубленные гигантским топором вдохновенного титана. Но статус особо охраняемых территорий не давал сбыться надежде ощутить эту мощь под ногами. Каково же было моё удивление, что в проспекте, выданном нам главным инспектором ЮУ заповедника, значилась экологическая тропа на Большой Шелом! Что, можно и туда? Да, открыли уж лет как пять, вот телефон, звоните.
Стоит ли говорить, что надежда разгорелась с новой силой, и откладывать посещение давнего wish-места было просто преступно. Тем более, что я обещал как минимум один (небольшой) пеший поход с детьми без мамы, но с суровыми атрибутами автономной жизни. Так что взял я неделю отпуска, мы успешно созвонились с представителями северной стороны заповедника, закупились снедью по нехитрой раскладке, упаковали утлый скарб в заплечные мешки разного калибра, и вот уже мчимся по непростой М5 в сторону Усть-Катава.
Ответственные за северный вход в заповедник обосновались в живописном селении Верх. Катавка Челябинской области, нежащемся в чаше гор. Как ни парадоксально, но на две знаковые башкирские горы вход лежит через территорию сопредельного региона... Ещё интересно, что Верх. Катавка – это полное название, а не сокращённое от Верхний, как беспечный читатель мог бы подумать. Самого инспектора на месте не оказалось, но в небольших деревнях коммуникабельный путник без труда, а даже ещё и в приятном общении, всегда сможет разузнать, к кому и куда можно обратиться по искомому поводу. Так мы добрались до дома Тамары Васильевны, которая нам не только выписала пропуск в заповедную зону, но и узнала, кто завтра едет на дежурство на кордон. Сходите, узнайте у него, вдруг вас туда захватит? На вашей шушлайке вы туда точно не доберётесь, а пешком ещё успеете намучаться…
Вообще, хотели мы пройтись же, но совет явно не просто так был дарован нам провидением. Тем более, спросить же ни к чему не обязывает. Нашли заступающего на смену инспектора заповедника, он любезно согласился подбросить нас практически к началу тропы на Шелом на вполне приемлемых условиях завтра утром. Начало смеркаться. На вопрос о рекомендуемом месте ночлега нам посоветовали остановиться у местного водохранилища, в сосновой рощице. Туда мы и оперативно рванули, чтобы не бивачиться на ощупь. Несмотря на то, что водохранилище больше было похоже на довольно запущенный пруд, образованный перегороженной рекой, вечерние и утренние виды были просто завораживающими… Пляшущее пламя костерка, пара душевных песен под гитару, незамысловатый вечерний провиант – что ещё нужно для счастья? Разве что пара капель курвуазье :-))
Полюс Силы с полюса Добра (3 января 2020)
Верх Катавка, как отражение тенденции российских деревень
Завтра нам туда!
Утро туманное... ­
Утром выпала мощная роса и сел густой туман. Есть шанс хорошей погоды! Вечером мы ещё думали, сходим ли на вершину одним днём, или заночуем где посреди пути. Инспектор же вчера сообщил, что наверху, у самого курума должен быть родник, который всяко будет работать после таких проливных дождей. Да и встанете там наверху, на плато у кромки леса, чтоб не сдуло. Кто же стоит от такой возможности? Собрали самое необходимое, но всё равно рюкзачки получились не совсем прогулочными. И вот уже трясёмся по разбитой лесовозами дороге (ох уж эти арендаторы, весь лес сгребают) в видавшем виды уазике с собакой в багажнике. И радуемся разумному решению сократить сей бренный путь на авто – замучались бы лужи обходить. 15 км ехали часа полтора. По пути узнали, что здесь раньше пролегала железная дорога, хотя от неё не осталось и следов. И только отсутствие заметных клонов трассы стало объяснимым. Как я вычитал в инете позже, здесь действительно проходила БУЖД – Белорецкая узкоколейная железная дорога. Построена немецкой фирмой Вогау ещё в начале прошлых нулевых для освоения рудных залежей этих земель и доставки продукции Белорецкого металлургического завода. Соединяла Усть-Катав с Белорецком через Тирлян, насчитывала кучу станций и вносила большое оживление жизни в эти края. Её можно видеть во многих советских фильмах, в частности – в Вечном Зове! И даже мост, с которого началась наша дорога к Шелому, был выстроен, оказывается, в царские времена! Была демонтирована в 70-х годах, места после этого обезлюдели, да и БМК в итоге был разорён и закрыт. Всё я это узнал позже, а сейчас мы просто ехали по заповедному лесу, а дети, лихо высунувшись из люка, озирали окрестности свысока.

Укрощённая речка строптива
Мост в Верх Катаве в начале прошлго века
Строили, как выяснилось, на совесть!
Хорошие места не должны быть доступными

Доехали до кордона со шлагбаумом, ну а дальше всё-таки надо и пройтись! 2 км до урочища Двойниши, где начинается тропа на Шелом, пролетели незаметно. Здесь раньше была жд станция, кипела жизнь, работала почта, больница и даже школа. А теперь бескрайние поля #думаемобиване-чая. Как быстро от пребывания человека не осталось практически никаких следов. И только следы каменной стены удалось обнаружить во время привала…

Два паровозика бредут по невидимым шпалам
А где же жд станция, не подскажете? ­
Всё, что осталось от былого величия
Изучаем наглядную агитацию
Теперь нам предстояло принять стратегическое решение. Можно было оставить в руке синицу, разбить лагерь тут у речки и сгонять на вершину налегке, имея гарантированную воду на ужин. Но соблазн заночевать на высоте и обманчивое чувство имеющихся в наличии сил позвало вперёд и вверх! Если что – спустимся, тут недалеко! Всего 4 км до курума же осталось, да и даже визуально до вершины рукой подать. Мы бодро устремились вверх. Воды вокруг только прибавилось, порой тропинка совпадала с ручьём. Наиболее довольным выглядел младший в резиновых сапогах, а наименее – старший, с протекающей, как выяснилось, подошвой. Ну ладно, вода есть – проживём! Впрочем, ко второму километру, вода под ногами исчезла, взяв пример с живительной жидкости из взятых с собой бутылок минералки. Идти легче не стало, и даже напротив. Тропинка взяла какой-то совсем негуманный уклон вверх, Солнце вжарило как в июле, идти мы стали медленно, а отдыхать чаще. Вода покидала нас и через не в меру открытые поры кожи, значительно меняя солевой баланс и украшая одежду затейливой сеточкой узоров. Когда после очередного особо изнурительного марш-броска выяснилось, что мы прошли всего 300 метров, это губительно повлияло на психологический микроклимат коллектива. Время также неумолимо отъедало кусочки нашего светлого времени суток. Вот и плато! Кто-то падает без сил и делает вид, что будет охранять рюкзаки, а мы со старшим идём искать родник – это уже животрепещущий вопрос безопасности.

У кого самый надутый рюкзак, тот и главный!
Никто асфальт не обещал
И говорит он человеческим голосом... ­
Середина маршрута, а сил больше нет...
Хорошая новость – родник нашли! Плохая – воды в нём нет, пересох. Это серьёзно поколебало мою уверенность в завтрашнем дне. У нас ничего не осталось, кроме пустых бутылок (ну и немного курвуазье, чего уж), зато жажда разрасталась пропорционально унынию. Что делать? Идти назад, к ручью? Тогда надо сейчас прямо спускаться, чтобы успеть до темноты, а вершина-то вот она, в двух шагах. Оставаться здесь? Без воды – не вариант. Решил, что нельзя просто так взять и уйти несолоно хлебавши. Точнее, вообще не хлебавши. Кидаем рюкзаки и быстро слетаем наверх, говорю! Бутылки с собой возьмём, в расщелинах воду поищем или из мхов нацедим! На крайний случай, схожу вниз к ручью, так и быть!

Укатали сивку крутые горки
Дошли! ­
Непохоже, что воды хватает на всех
И точно, пересох живительный источник
С неуютным чувством неизвестности, но окрылённые отсутствием груза за спиной, мы минут за 20 достигаем вершины. Ребята – это кайф. Весь мир на ладони – и далее точно по тексту. Какая удивительная панорама – здесь и район Иремеля и Ямантау как на ладони. И это всё только для нас! Банально – но уходить просто не хотелось. И даже как-то не хотелось отвечать на сакраментальный вопрос наскальной (в прямом смысле этого слова) надписи, оставленный на камнях предыдущим путником – «И чё? Зачем?» И так же ясно, дурик!

Большой Иремель на кончике пальца
Большой Ямантау хмурится тучами
Вот за это мы и любим горы
Витамины не забываем! ­
И действительно ­
Ледник здесь был
Но что это поблёскивает там, на камнях, если смотреть против Солнца? Да ладно! Вот они – небольшие блюдца с водой в ложбинках увитых лишайниками камней. Сначала мы просто припадали к ним ртом и вожделённо впитывали наивкуснейший нектар – лучший напиток мира – воду. Затем огляделись со скальника и обнаружили несколько довольно мощных резервуаров. Не зря брали бутылки и кружку! Несколько минут – и у нас 3 полторашки, до верху заполненные вновь обретённой уверенностью в завтрашнем дне. Заносим особо крупные резервуары в гпс-навигатор. С лёгким сердцем и на оживших ножках слетаем к рюкзакам, находим мало-мальски удобное место для палатки. Вода уже в котелке, а старший с навигатором бежит заполнить бутылки ещё разок. Так и постигаешь природу истинного богатства.

...и пили воду из луж....
Попил - можно и поговеть!
Водозаправочная станция
Чай готов, каша варится. Солнце заходит за горизонт, озаряя умопомрачительным светом живописнейшие окрестности. Как клёво всё сложилось – остаётся только сидеть и созерцать красоты в немом восхищении. Пока не затягивает вокруг густой пеленой – ночевать будем внутри облака…

Вечерний вид от палатки
Свето-живопись
А мы тут чаёк попиваем
Ночевали в тучке золотой на груди Шелома-великана­
Не менее красива и утренняя картина. Вылезаешь из палатки – а вокруг залитые молочным туманом долины рек, обнимающих горы. Ямантау сурово закутался в тучи. Да и нас периодически накрывают облака. Другой мир, другие ощущения. После завтрака сгоняли на вершину опять, типа за водой же. Утренний горный мир суровей вечернего. С невероятной быстротой проносятся, причудливо видоизменяясь, хлопья облаков. Проносятся и сквозь нас! Горизонты лаконичны и дышат строгостью. Уходить опять не хочется, хотя и зябко на неизбежном ветру.

Так и забудешь, зачем из палатки вышел ­
Всё пропитано влагой из облака
Ямантау ­опять хмурится­
Малые Шелома и облака ниже колен
Вот эта белая точка в кружке - наша палатка
Среди растений есть свои панки ­
Природа поглощает плевки цивилизации
Что останется после нас?
Но возвращаемся мы – просто некуда деться. Вниз идти полегче гораздо, но всё равно, если спуск крут, это тоже испытание, больше уже для ног. Когда мы спустились до ручья, то дети ехидно поинтересовались, и как ты, папа, собирался вчера вечером сюда за водой бегать? Как-как – фиг знает, но сбегал бы, хорохорюсь я, но в душе понимаю, что оставил бы тут всё здоровье, если бы нам так не повезло. А раз уж оно осталось, то почему бы мне не сбегать? Мы уже в призрачных Двойнишах, дети готовят перекус, а я бегу, зря что ли кроссовки тащил наверх. Описывать долго не буду – далось тяжело. И только текущая внизу Катавка шептала мне – удач всегда…

По железной дороге...
А день, какой был день тогда? ­
До свидания! ­